Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Доусон, Кристофер Генри

Доусон, Кристофер Генри

Историки

12 октября 1889 - 25 июля 1970

крупнейший английский историк, философ и культуролог, чьи произведения в своё время по достоинству были оценены такими западными мыслителями, как А


Кристофер Генри Доусон (англ. Christopher Henry Dawson; 12 октября 1889 — 25 июля 1970) — крупнейший английский историк, философ и культуролог, чьи произведения в своё время по достоинству были оценены такими западными мыслителями, как А. Дж. Тойнби , Т. С. Элиот, Ж. Маритен, Э. Жильсон, О. Хаксли, К. С. Льюис, Дж. Р. Толкиен и др. Имя Доусона часто ставили в одном ряду с именами таких выдающихся исследователей культуры XX века, как О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби и Ф. Нортроп.

Биография

Кристофер Генри Доусон родился 12 октября 1889 года в Харлингтон Холле (Скайптон), Йоркшир, образование получил в Винчестере и в Тринити-колледже (Оксфорд). После окончания Оксфорда в 1911 г. он изучал экономику в Швеции в качестве частного ученика у выдающегося шведского экономиста, профессора Густава Касселя. В 1914 г. Доусон принимает католичество и в течение 12 лет читает лекции в колледже в Эксетере, где продолжает свою научную деятельность. В 1916 году он женился на католичке Валери Миллс (англ. Valery Mills).

В конце этого периода Доусон начинает писать свои первые книги. В 1930—1936 гг. он читает в том же колледже лекции по истории культуры и параллельно (1933—1934) — форвудовские лекции по философии религии в Ливерпульском университете. В 1947 и 1948 гг. он — джиффордский лектор в Эдинбургском университете (джиффордские лекции, как правило, посвящались естественной теологии), в 1943 г. становится членом Британской Академии. В 1958—1962 гг. в качестве избранного профессора римско-католических исследований читает лекции в Гарвардском университете. 25 мая 1970 года Кристофер Доусон скончался на восемьдесят первом году жизни.

Творческий путь

Уже в Оксфорде Доусон начал заниматься специальным исследованием отношений между религией, социологией и культурой, и в этой области находится дело всей его жизни.

Он пришел тогда к осознанию глубокого, непроходимого разрыва между прошлым и настоящим, между средневековым миром, связанным воедино верой, и новым миром, испытавшим полный распад своих культурных и общественных связей и еще доныне мало сознающим их утрату. Есть немало социологов, широко охватывающих социальные связи, но нигде и никогда они не принимали во внимание социальные функции религиозной веры. Есть ученые, изучающие религии, но они ограничиваются психологической или этической стороной материала. В этой ситуации Доусон находит свою собственную и важную задачу, лежащую в пограничной зоне между социологией и философией религии. Все более настоятельно выдвигающийся вопрос о влиянии религиозности на всякое культурно-творческое общество вызывал в нем побуждение к созданию главного его труда и дал ему направление, суть которого состоит в уяснении истории, исследовании смысла современности; это один из важных путей к объяснению основ европейской культуры.

Немецкий исследователь доусоновской философии Ф. К. Шлагбергер выделяет несколько основополагающих влияний, сформировавших творческую индивидуальность английского мыслителя. Во-первых, это аристотелевская «Политика», игравшая в оксфордском образовании очень большую роль (определенные отголоски этого влияния видны в доусоновской антропологии, в частности, в одной из первых работ — «Природа и судьба человека»). Затем на молодого Доусона повлиял его учитель сэр Эрнест Баркер, у которого он в 1911—1914 гг. изучал историю. Баркеру принадлежит множество книг по политической философии, из них наиболее известная и фундаментальная посвящена политическому миру идей Византийской империи.

В 1912 г. Доусон знакомится с работами Эрнеста Трёльча и с тех пор, по его собственному признанию, почти всецело посвящает себя проблеме отношений между религией и культурой. Историзм Э. Трёльча и М. Вебера имел сильное воздействие на Доусона в продолжение всей его учебы в аспирантуре. В 1914 г. Доусон, выросший в англиканском окружении, переходит в римское католичество. Этот серьезный шаг явился результатом мучительных духовных поисков мыслителя, разочарованного состоянием современной культуры и не находившего удовлетворения в той чисто формальной религиозности, которую исповедовало английское общество. Именно в католицизме Доусон видел воплощение христианских идей в наибольшей чистоте и подлинности. С другой стороны, католицизм как нельзя лучше соответствовал традиционалистским симпатиям Доусона. В религиозной сфере наибольшее влияние на него оказал Блаженный Августин и вся традиция патристики, определив, таким образом, его поворот к средневековой истории.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ