Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Джехутихотеп II

Джехутихотеп II

Монархи

номарх XV верхнеегипетского нома Унут в период правления фараонов Аменемхета II, Сенусерта II и Сенусерта III


Джехутихотеп II (также Тхутихотеп, Тотхотеп или Тхотхотп) (егип. wty-tp) — номарх XV верхнеегипетского нома (септа) Унут в период правления фараонов Аменемхета II, Сенусерта II и Сенусерта III (конец XX — 1-я половина XIX вв. до н. э.). В состав его титулатуры входили титулы и эпитеты «наследный князь, номарх, великий предводитель нома Унут, владыка тайн своих святилищ, распорядитель жрецов, управитель Обоих Престолов, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, начальник Нехеба, страж Нехена, великий из Пяти в храмах Тота Верхнего и Нижнего Египта, предводитель номов Верхнего Египта». Внук номарха Нехери II.

Происхождение

Джехутихотеп II происходил из могущественной династии номархов, управлявшей номом Унут со времён Первого переходного периода (или, по крайней мере, со времён прихода к власти XII династии). Его отец Каи (III), по всей видимости, был четвёртым сыном номарха Нехери II и, соответственно, младшим братом номархов Джехутинахта VI и Аменемхета, а также «хранителя печати царя Нижнего Египта» (егип. s3wty-bity) Нехери (III). Сам Каи III служил при царском дворе, занимая должность верховного жреца погребального комплекса Сенусерта I в эль-Лиште. Матерью Джехутихотепа была Сат-хепер-ка, происхождение и род занятий которой неизвестны. У Джехутихотепа было две сестры, имена которых не сохранились.

Политическая биография

Джехутихотеп родился, по-видимому, во время правления царя Сенусерта I (1956—1910 годы до н. э.). Должность номарха Унута Джехутихотеп II занял по наследству в период царствования Аменемхета II (около 1914—1879 годы до н. э.) либо Сенусерта II (1882—1872 годы до н. э.). По мнению некоторых исследователей, Джехутихотеп был назначен наследником номаршей должности ещё в конце правления своего деда Нехери II. В одной из надписей на фасаде гробницы Джехутихотепа указывается, что в детстве он был «царским ребёнком» (воспитанником) при дворе Аменемхета II, где видимо и получил образование вместе с детьми царя. В дальнейшем Джехутихотеп получил придворный титул «друга единственного» и возможно именно тогда наследовал пост номарха Уната по смерти своего дяди Аменемхета либо стал его соправителем, когда Аменемхет был ещё жив.

Будучи одним из наиболее могущественных номархов Унута, Джехутихотеп II претендовал на главенство над всем Верхним Египтом — об этом, в частности, свидетельствует принятый им титул «предводителя номов Верхнего Египта». Несмотря на своё положение, он оставался лояльным царям XII династии. В одной из надписей в своей гробнице Джехутихотеп с гордостью сообщает о «ежедневных приношениях», направляемых на уплату налогов царю «во веки веков».

Наградой за верность стало царское дозволение Джехутихотепу II возвести величественную и просторную усыпальницу в фамильном некрополе в Дейр эль-Берша и вытесать из цельной глыбы алебастра гигантскую статую сидящего Джехутихотепа. Сохранилась фреска из гробницы номарха, изображающая транспортировку его подданными этой статуи из алебастровых карьеров Хатнуба к гробнице Джехутихотепа на берегу Нила (следов самой статуи до настоящего времени не обнаружено). По подсчётам исследователей, эта статуя весила около 60 тонн, высота её составляла 13 локтей, то есть примерно 6 с половиной метров. На фреске изображён сам номарх, следовавший за статуей в сопровождении родственников, жрецов, опахалоносцев, воинов и оруженосцев, а также создатель статуи Сепи, сын Нахтанхи, руководивший работами по её транспортировке. На фреске имеются надписи, содержащие мнение участников происходящего: «О возлюбленный Тотом Джехутихотеп, любимый царём, всегда любимый горожанами своими, всегда хвалимый богами его (нома) всеми! Храмы в празднестве, сердца их радостны. Видят они милость к тебе от царя... Ном Унут в празднестве! Сердце его радуется. Старцы его, дети и воины его процветают. Дети его пляшут, сердца их в празднестве. Видят они владыку своего и сына владыки своего, осенённых милостью властелина — созидающих монументы свои».

Статую, поставленную на деревянные салазки, волокли по специально построенной для этого дороге четыре ряда слуг (всего 172 человека), сопровождаемые восторженными криками подданных номарха. В надписи, комментирующей изображение, Джехутихотеп признавал сложность процесса транспортировки по этой дороге и отмечал энтузиазм присутствующих при этом жителей нома: «Воистину трудно, по мнению людей, тащить громаду по ней из-за камня тяжёлого постамента песчаникового. Повелел я, чтобы прибыли дружины юных рекрутов, дабы проложить для него дорогу, вместе с некропольским отрядом камнетёсов, и вместе с ними руководители опытные. Говорят люди, сильные рукой: «Идём мы, чтобы доставить его!» Сердце моё радуется. Собравшиеся горожане ликуют. О, сколь прекрасно зрелище! — более вещи всякой. Старец там, опирающийся на ребёнка; сильные рукою вместе со слабыми. Сердца их воодушевлены. Руки их сильны. Каждый там силён, как тысяча человек. И вот образ этот прямоугольный выходит из горы! Велик он весом более вещи всякой... Рождённые мною и любимые мною красуются позади меня. Номовые люди мои воздают хвалебствия...».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ