Деметрий Хронограф — еврейский историк и экзегет эпохи эллинизма. По мнению большинства исследователей, жил в Александрии в конце III века до н. э. Прозвище Хронограф добавлено к его имени в XIX веке немецким историком и богословом Якобом Фройденталем.
Главное сочинение Деметрия, «О царях, правивших в Иудее» (греч. ), сохранилось во фрагментах. Оно посвящено вычислению времени жизни праотцев, патриархов и правителей Израиля и Иудеи. Евсевий Кесарийский ставит Деметрия в ряд еврейских писателей, доказывавших древность иудейского народа и его установлений.
Сохранившиеся фрагменты
До нас дошли 6 фрагментов сочинения Деметрия Хронографа. Они связаны с повествованиями книг Бытие и Исход.
Пять фрагментов сохранились у Евсевия Кесарийского в сочинении «Евангельские приуготовления» (книга девятая), в виде цитат из сочинения Александра Полиистора «Об иудеях»:
- Фрагмент 1 содержит краткий рассказ о жертвоприношении Авраамом Исаака (Быт 22).
- Фрагмент 2, самый длинный, содержит рассказ о жизни патриархов Иакова и Иосифа. Содержание фрагмента:
- бегство Иакова к Лавану
- вычисления возраста Исаака и Иакова
- женитьба Иакова на Лии и Рахили
- перечисление детей Иакова, включая Дину
- подсчет числа лет пребывания Иакова в Харране, рассказ о перемене имени и о борьбе Иакова с ангелом Божиим
- вычисление возраста детей Иакова, когда он пришел в Сихем
- вычисление возраста патриархов, когда была обесчещена Дина
- видение в Вефиле
- рождение Вениамина
- возвращение Иакова к Исааку
- возраст патриархов
- обстоятельства жизни Иосифа
- вычисление числа лет пребывания в Ханаане
- возраст патриархов при переходе в Египет
- подведение итогов хронологических вычислений
- генеалогия колена Левиина до Аарона и Моисея с указанием возраста и дат рождения детей.
- Фрагмент 3 содержит рассказы:
- убийство египтянина Моисеем
- брак Моисея и Сепфоры
- вопрос происхождения Сепфоры («жена-эфиоплянка» как в Числ 12. 1 или она происходила от Авраама и Хеттуры)
- Фрагмент 4 содержит рассказ о чуде при водах Мерры (Исх 15. 22-27).
- Фрагмент 5 содержит рассуждение о том, откуда у евреев появилось оружие при исходе из Египта, если они собирались лишь помолиться (Исх 13. 18; 17. 8-13). Деметрий высказывает предположение, что евреи забрали оружие бежавших египтян.
Шестой фрагмент сохранился у Климента Александрийского в «Строматах» (I 21. 141. 1-2). Пересказывает основные хронологические расчеты Деметрия:
- от пленения Самарии (722 г. до н. э.) до взятия Иерусалима (586 г. до н. э.) (по Деметрию, 128 лет и 6 месяцев)
- от падения Самарии до правления Птолемея IV (573 года и 9 месяцев)
- от падения Иерусалима до правления Птолемея (338 лет и 3 месяца).
Место в современной Деметрию литературе
Деметрий является первым известным нам небиблейским еврейским автором, писавшим по-гречески под влиянием эллинистической историографии.
В эллинистической историографии сочинение Деметрия может быть сопоставлено с трудами таких авторов, как Эратосфен Киренский (275—194 года до н. э.), Манефон (около 280 года до н. э.) и Берос (около 290 года до н. э.), но, в отличие от этих авторов, Деметрий не связывает еврейскую и греческую хронологии.
В апокрифической литературе интерес к хронологическим вычислениям встречается в книге Юбилеев и в кумранском «Апокрифе книги Бытия».
Значение труда
Сочинение Деметрия является первым свидетельством бытования переводов еврейской Библии на греческий язык и позволяет уточнить время появления Септуагинты.
Зависимость использованного Деметрием перевода от Септуагинты заключается в:
- схожей передаче еврейских имён (только 12 из 44 отличаются от LXX);
- наличии одинаковых дат (например, Исх. 12:40 Септуагинта указывает, что 430 лет патриархи пребывали в Египте и в Ханаане, еврейский масоретский текст упоминает только Египет);
- соответствии генеалогий (например, генеалогия Сепфоры, как и в Септуагинте, включает имя Рагуила);
- в буквальных лексических совпадениях (например, цитаты из Быт 30:14-16 и 32:23-33).
Единственное совпадение с редакцией, близкой к масоретской, — указание возраста Каафа в Исх 6:18(133 года у Деметрия и в еврейском тексте, 130 лет в Септуагинте).
В отдельных случаях сведедия Деметрия не совпадают ни с еврейским текстом, ни с Септуагинтой (возраст Амрама — 136 лет у Деметрия, 137 лет в масоретском тексте, 132 года в Септуагинте).
Литературная форма
В истории толкований библейских текстов сочинение Деметрия -- первый пример использования метода толкования («вопросы и ответы»). Греческие авторы использовали этот метод к текстам Гомера и Гесиода. В прменении к библейским текстам метод получил развитие в трудах Филона.
Литература
- Freudenthal J. Demetrious, der Chronograph. Breslau, 1875
Ссылки
- Деметрий Хронограф, статья в Православной энциклопедии