Густайтис, Антанас: биография
Дальнейшим развитием ANBO-V был самолёт ANBO-51. 11 августа 1936 года был испытан первый прототип, а всего с 1936 по 1938 год было построено 10 самолётов. Как и ANBO-V самолёт ANBO-51 использовался в ВВС Литвы в качестве учебного, для начальной лётной подготовки.
Последним, к сожалению не реализованным проектом, был одномоторный двухместный лёгкий бомбардировщик ANBO-VIII, постройка которого началась 5 мая 1938 года. Была в разгаре Гражданская война в Испании, показавшая все преимущества современной тактической бомбардировочной и штурмовой авиации. Вполне современными лёгкими и средними бомбардировщиками также располагал и естественный противник Литвы — Польша, в то время как авиапарк бомбардировочной группы ВВС Литвы остро нуждался в более современных самолётах. Поскольку закупка их за рубежом не представлялось возможной, хотя бы уже по экономическим причинам, было принято решение обновить литовскую бомбардировочную авиацию собственными силами. 5 сентября 1939 года прототип нового лёгкого бомбардировщика, пилотируемый самим Густайтисом, совершил свой первый полёт. Вслед за этим последовали дальнейшие испытания, по завершении которых специально назначенная оценочная комиссия пришла к выводу, что самолёт пригоден к использованию в ВВС Литвы в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика. ANBO-VIII собирались строить беспрецедентной для Литвы серией в 60 самолётов, однако начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война нарушила поставки авиационных двигателей и прочих материалов, а советская оккупация 1940 года положила конец и Литовской военной авиации.
На 1 января 1940 года самолёты конструкции Густайтиса составляли примерно половину всего авиапарка ВВС Литвы.
Семья
Женат с 1927 года, имел троих дочерей. Жена Броне, урождённая Аляксандравичуте. Дочери: Юрате (1929), Раса (1934), Эляна (1940).
Увлечения
С юности увлекался музыкой, шахматами. В 1922 году Антанас Густайтис стал чемпионом на любительском чемпионате Литвы по шахматам. Владел несколькими иностранными языками. Занимался общественной деятельностью. Являлся одним из основателей Литовского аэроклуба, образованного в 1927 году, а позднее — его вице-председателем. Пропагандировал юношеский планеризм, создавая для него все необходимые условия. Заслуги Густайтиса были отмечены наградами литовских общественно-патриотических организаций — Союзом стрелков и Союзом скаутов Ливы.
Арест и казнь
В начале 1941 года Антанас Густайтис оформляет документы для выезда своей семьи в Германию, а затем планирует выехать и сам. Предчувствуя скорый арест, 6 марта 1941 года пытался перейти советско-германскую границу, однако был задержан. 7 мая 1941 года приказом народного комиссара государственной безопасности В. Меркулова специальным конвоем отправлен в Москву, содержался на Лубянке. 7 июля 1941 года на закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР приговорён к смертной казни. 16 октября 1941 года расстрелян в Бутырской тюрьме.
Самолёты конструкции Густайтиса
Все самолёты конструкции Густайтиса произведены в Каунасе, в Мастерских военной авиации (лит. Karo Aviacijos Dirbtuvs (KAD); транслит. Каро Авиацийос Дирбтувес) и являются монопланами. Аббревиатура «ANBO» (рус. АНБО) состоит из первых букв фразы «Антанас Хочет Быть в Воздухе» (лит. Antanas Nori Bti Ore; транслит. Антанас Нори Бути Оря).
Наименование | Назначение | Конструктивная схема | Первый полёт | Всего построено | Статус |
---|---|---|---|---|---|
ANBO-I | учебный | моноплан | 1925 | 1 | принят на вооружение |
ANBO-II | учебный | моноплан | 1927 | 1 | принят на вооружение |
ANBO-III | учебный разведывательный буксировщик мишеней | моноплан | 1929 | 9 | принят на вооружение |
ANBO-IV | ближний разведчик лёгкий бомбардировщик | моноплан | 1932 | 14 | принят на вооружение |
ANBO-V | учебный | моноплан | 1931 | 5 | принят на вооружение |
ANBO-VI | учебный связной буксировщик мишеней | моноплан | 1933 | 4 | принят на вооружение |
ANBO-VII | спортивный | нет данных | не летал | — | проект 1933 года |
ANBO-VIII | лёгкий бомбардировщик штурмовик | моноплан | 1939 | 1 | первый прототип |
ANBO-41 | разведывательный | моноплан | 1937 | 19 | принят на вооружение |
ANBO-51 | учебный | моноплан | 1936 | 10 | принят на вооружение |
Награды
- Орден Креста Погони III-й степени (1927)
- Орден Витаутаса Великого III-й степени (1939)
- Орден Витаутаса Великого IV-й степени (1930)
- Орден Великого князя Литовского Гядиминаса III-й степени (1934)
- Медаль Независимости Литвы (1928)
- Почётный знак «Стальные крылья» (1932), Министерство охраны края Литвы
- Звезда Стрелков (1939), Союз стрелков Литвы
- Орден Свастики (1935), Союз скаутов Литвы
- Орден Белого льва IV-й степени, с мечами (1935)
- Почётный знак военного лётчика-пилота (1927), Министерство обороны Чехословакии
- Почётный знак военного лётчика (1933), Министерство обороны Эстонии,
- Орден Итальянской короны III-й степени (1934)
- Орден Итальянской короны IV-й степени (1930)
- Орден Трёх звёзд II-й степени (1938)
- Медаль 10-ти летия войны за независимость Латвии (1929)
- Крест Заслуг айзсаргов (1939), Айзсарги Латвии,
- Почётный знак авиационнаго полка (1933), Министерство обороны Латвии,
- Орден Почётного легиона IV-й степени (1935)
- Специальный знак военного лётчика (1934), Министерство обороны франции,
- Орден Вазы III-й степени (1935)