Алёшина, Нина Александровна: биография
Последней осуществлённой работой в московском метро стала «Чкаловская» (1995, соавторы Л. Л. Борзенков и А. Л. Вигдоров). Для подбора блоков облицовочного камня — мрамора сорта неродрама — Алёшина сама ездила на месторождение на севере Греции.
Работала в Метрогипротрансе до последних дней. В 1990-е — 2000-е активно занималась оформлением документации по станциям метро — памятникам архитектуры для Москомнаследия. Этот статус во многом благодаря усилиям Алёшиной получили 17 станций. Скончалась в Москве 17 ноября 2012 года. Похоронена на Введенском кладбище рядом с мужем и дочерью (участок № 19).
Награды
Лауреат двух премий Совета министров СССР. Награждена орденом «Знак Почёта» и медалью «За трудовую доблесть». Золотой диплом Международного архитектурного фестиваля «Зодчество–2001» за Люблинскую линию.
Проекты
Станции Московского метрополитена
Название станции | Линия | Год запуска | Соавторы |
---|---|---|---|
Воробьёвы горы (вестибюли) | 01 | 1959 | Н. И. Демчинский |
Ленинский проспект | 06 | 1962 | А. Ф. Стрелков, Ю.В. Вдовин, В. Г. Поликарпова, А. А. Марова |
Октябрьская | 06 | 1962 | А. Ф. Стрелков, Ю.В. Вдовин |
Профсоюзная | 06 | 1962 | Н. И. Демчинский |
Рязанский проспект | 07 | 1966 | Ю.В. Вдовин, Н. К. Самойлова |
Таганская | 07 | 1966 | Ю.В. Вдовин |
Варшавская | 11 | 1969 | Н. К. Самойлова |
Октябрьское поле | 07 | 1972 | Л. Н. Зайцева |
Кузнецкий Мост | 07 | 1975 | Н. К. Самойлова |
Лубянка (реконструкция) | 01 | 1975 | А. Ф. Стрелков |
Щукинская | 07 | 1975 | Н. К. Самойлова, М. Н. Алексеев |
Медведково | 06 | 1978 | Н. К. Самойлова, соавтор В.С. Волович |
Марксистская | 08 | 1979 | В. С. Волович, Н. К. Самойлова, соавтор Р. П. Ткачёва |
Перово | 08 | 1979 | В. С. Волович, соавторы Н. К. Самойлова, Р. П. Ткачёва |
Серпуховская | 09 | 1983 | Л. Н. Павлов, Л. Ю. Гончар |
Чертановская | 09 | 1983 | |
Домодедовская | 02 | 1985 | Н. К. Самойлова |
Менделеевская | 09 | 1988 | |
Бульвар Рокоссовского | 01 | 1990 | Н. К. Самойлова |
Чкаловская | 10 | 1995 | Л. Л. Борзенков, А. Л. Вигдоров |
Галерея
-
«Ленинский проспект»
-
«Октябрьская»-радиальная
-
«Профсоюзная»
-
«Рязанский проспект»
-
«Таганская»-радиальная
-
«Варшавская»
-
«Октябрьское поле»
-
«Кузнецкий Мост»
-
«Кузнецкий Мост». Колонны
-
«Щукинская»
-
«Медведково»
-
«Медведково». Путевая стена
-
«Марксистская»
-
«Марксистская»
-
Световод на «Серпуховской»
-
«Серпуховская»
-
«Чертановская»
-
«Чертановская». Вестибюль
-
«Домодедовская»
-
«Менделеевская»
-
«Менделеевская». Светильик
-
«Бульвар Рокоссовского»
-
«Бульвар Рокоссовского»
-
«Чкаловская»
-
«Чкаловская»
Цитаты
Я любила наблюдать за работой троих соавторов - Марковского, Лилье и Литвинова. Пристроившись где-то в уголочке, слушала их рассуждения по поводу создания фрагментов или деталей проекта и вспоминала высказывание Ивана Жолтовского: "Проект должен быть разработан вплоть до дверной ручки". Все, даже мелкие детали у них осмысливались в соответствии с логикой целого сооружения.
В метрострое знали – если что-то сделают по-своему, я всё это разобью и уничтожу – никаких промежуточных вариантов! На стройке бывала если не ежедневно, то через день обязательно. Иначе пристанет, - не отдерёшь. Привела метрострой в такое состояние, они боялись меня как чумы: «Нет, она не согласует». Старались всё выполнить, уже знали меня. Архитектор должен всё время с исполнителем сотрудничать.
Человек на станции находится в движении. Если он пришел гулять, он будет рассматривать всё, но он стремится в поезд. На каждой станции должна быть главная тема, чтобы пассажир их различал, а всё остальное вторично.
Семья
Муж — художник Николай Иванович Алёшин (05.05.1923 — 30.07.1984). Дочь — художник Татьяна Николаевна Алёшина (1955 — 1984).
Ссылки
- Нина Алёшина. Архитектура московского метро. Из книги «Мы строим метро», М.: Моск. рабочий, 1983;
- Нина Алёшина: «Маяковскую» надо закрыть года на два (Известия. Ру);
- Архитектор, спроектировавшая 19 станций московского метро: «На станции „Марксистская“ мы делали люстры из оптического стекла для танков» (Вечерняя Москва, 15.05.2012).