Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Григорьев, Александр Дмитриевич

Григорьев, Александр Дмитриевич

Историки

15 октября 1874 - 04 ноября 1940

русский фольклорист, историк древнерусской литературы, лингвист, литературовед, историк, диалектолог


Александр Дмитриевич Григорьев (3 [15] октября 1874, город Варшава, Царство Польское, Российская империя — 4 ноября 1940, Прага, Чехословакия) — русский фольклорист, историк древнерусской литературы, лингвист, литературовед, историк, диалектолог.

Биография

Детство Александра Григорьева прошло в местечке Беле Седлецкой губернии Привислинского края Царства Польского Российской империи. Родители Григорьева были небогаты, отец работал фельдшером, был тяжело болен.

Через некоторое время родители перевезли маленького Александра в Москву, где в 1893 году он окончил гимназию в Москве. После окончания гимназии Александр Дмитриевич в 1894 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета, который заканчивает с отличием. Учителями Григорьева были Михаил Ильич Соколов и Всеволод Федорович Миллер. После окончания факультета в 1899 году Григорьев остаётся в магистратуре при кафедре русского языка и литературы.

Архангельские былины

В 1899—1901 годах Григорьев выезжает в филологическую экспедицию на побережье Белого моря, а также в деревни по рекам Мезень (река), Кулой и Пинега, где записал свыше 400 былин, исторических песен, духовных стихов и баллад. Именно в той экспедиции Григорьев «открыл» для всего мира известную сказительницу Марию Дмитриевну Кривополенову (31.03.1843—2.02.1924), спевшую ему уникальную песню «Путешествие Вавилы со скоморохами» доселе нигде не встречавшуюся. Однако всеросийская известность придёт к ней позже, в 1915 году, когда её, простую деревенскую бабушку, повторно «откроет» для искусства Ольга Эрастовна Озаровская, совершенно случайно, будучи в гостях у своей подруги, крестьянки Прасковьи Андреевны Олькиной, встретившаяся с ней в деревне Великий Двор.

Для получения помощи Григорьев обращается к архангельскому губернатору и получает «открытый лист для скорого проезда по прогонам» и «открытое предписание» сельским и полицейским властям оказывать ему содействие. Однако Григорьев в своей книге «Пинежский край и былинная традиция в нём» вспоминает, что расценивал последний документ как бумагу, которую лучше держать «в секрете»: «для успеха поездки» за народными песнями пристойнее и благоразумнее, по его мнению, было «иметь дело с народом, чем с властями».

В 1904 и 1910 годах, на основе собранного материала Российской Академией наук были изданы 1-й и 3-й тома книги «Архангельские былины и исторические песни». Уникальность данных книг в том, что кроме текстов эпических песен, издание также содержит свыше 150 нотировок напевов, на которые эти произведения исполнялись, характеристики диалектологических особенностей местных северных говоров, отраженных в записях песен, а также указатели и географическую карту распространения былин. Кроме того — это самая большая в отечественной фольклористике коллекция былинных текстов, когда-либо записанных одним лицом. «Архангельские былины и исторические песни» содержат 3000 страниц, вместили 424 произведения («старины» — былины, исторические песни, баллады, духовные стихи; сказительские новации в былинном стиле оказались единичны).

Первый том данного издания вышел в 1904 году, третий в 1910-м и был удостоен Пушкинской золотой медали. Издание второго тома работы затянулось до 1939-м года, когда Чешская Академия наук и искусств выделила средства на доиздание громоздкого труда русского ученого-эмигранта, невзирая на непостижимую даль, которая отделяла Прагу от русской реки Пинега, текущей близ Северного Ледовитого океана. Данный гигантский труд филолога был признан наукой братской славянской страны в его непреходящей историко-культурной ценности.

Ассириология

В 1913 году Григорьев издает своё исследование «Повесть об Акире Премудром», которое охватывает историю этого сюжета за 2 тысячи лет с момента его образования в ассиро-вавилонской литературе и до наших дней, с привлечением источников из арамейской, сирийской, арабской, греческой, армянской и славянской версий. Критики, изучавшие данный труд Григорьева, отмечали необычайную точность и скрупулезность его работы и трудность разработки вопроса. Данное исследование ставит его в один ряд с известными ассириологами имперской и советской России.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ