Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Гнедовский, Борис Васильевич: биография

Церковь Ильи Пророка в Белозерске, 1690, реставрированный на рубеже 1960—1970-х гг. по проекту и под руководством Гнедовского. Образец ярусного типа храма, отличается простыми формами, сближающими его с окружающей рядовой застройкой. Его ценность заключается главным образом в том, что он служит высотным ориентиром в панораме города.

В Спасской (Никольской) церкви в селе нижний Починок на реке Моломе (Кировская обл.) 1667, 1716 гг. Гнедовский восстанавливал крыльцо, обрушившееся за несколько лет до этого.

В творческом наследии Гнедовского 1950-х — начала 1970-х годов — более десятка исследованных деревянных храмов XV—XVIII веков, в числе которых: клетские с клинчатыми кровлями, шатровые, ярусные, с восьмискатными покрытием.

«Русские плотники хорошо знали конструктивные, технологические и эстетические свойства различных пород дерева. Их изобретением был, например, лемех, обладающий особой долговечностью и великолепными декоративными свойствами. Подобно создателям классической архитектуры, они разрабатывали свою систему «оптических поправок»: это и легка кривизна или ступенчатость высоких кровельных скатов, лишающие силуэт здания излишней жесткости; и округлая отеска внутренних граней проемов, придающая им пластичность; и чуть вспарушенный потолок, создающий иллюзию большей высоты помещения»

, — этот вывод автор сделал на основании многолетних наблюдений.

Малые Корелы (начало)

В июле 1966 года Гнедовский на научной конференции в Архангельске «Памятники культуры Русского Севера» выступил с докладом «Памятники деревянного зодчества Пинежского, Каргопольского, Ленского районов Архангельской области как объекты экспозиции музея под открытым небом». В 1968 году он докладывал в Министерстве культуры РСФСР свои предложения по общей концепции музея и предварительному генплану.

«На географической карте отчетливо видно, как территорию Архангельской области, равную по площади нескольким европейским государствам, рассекают синие полосы. Это великие северные реки: Онега, Северная Двина, с притоками Пинегой и Вагой, Мезень, Печора. Разделенные глухими лесами, земли вдоль течения этих рек веками находились в условиях естественной природной изоляции. Славянские поселенцы, выходцы из Новгорода, Ростова, Твери, Москвы принесли в этот суровый край свои обычаи, технические навыки, свою художественную культуру. Сложились отдельные архитектурно-художественные школы. Они развивались в общем русле древнерусского искусства, но каждая имела свои местные особенности… Именно это разнообразие архитектурных форм различных регионов и определяет структуру музея. Он разделен на секторы…»

С 1968 года первым стал Каргопольско-Онежский сектор.

Шушенское

С Гнедовского и Насонова «по амнистии» была снята судимость и замминистра культуры СССР (В. И. Попов) и замминистра культуры РСФСР (В. М. Стриганов) поручили Гнедовскому возглавить работу по организации обновленных музеев В. И. Ленина.

Ему было поручено участие в создании мемориального комплекса в Ульяновске, реставрация деревянных домов Ульяновых, усадеб музеев В. И. Ленина в селе Шушенском Красноярского края — создание музея-заповедника в пределах центральной части села. «[В Шушенском] …на территории двух смежных кварталов во времена В. И. Ленина стояло 29 изб 8 флигелей и около 100 надворных построек… к 1968-69 гг. сохранилось 17 изб, 3 флигеля и 12 надворных построек. Большинство из них перестроены… появилось много новых сооружений. Исчезли почти все старые ворота и заплоты … По берегу реки Шуши к дому Петровой вела набережная с железобетонными балюстрадами, цветочными дорожками… высажены фруктовые деревья, сирень… В домах Зырянова и Петровой гладкая штукатурка стен и потолков, белая окраска окон, дверей, регистры парового отопления, современные люстры исказили облик крестьянского жилища, нарушился „эффект присутствия“, казалось бы совершенно обязательный для мемориальных зданий».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ