Николай Федорович Гербель (нем. Nicolaus Friedrich Harbel; ум. 1724) — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга. Родоначальник дворянской фамилии Гербель, отец инженер-генерал-поручика Р. Н. Гербеля.
Биография
Сам он не был дворянином — фон Гербелем, каким его хотел видеть Николай Васильевич Гербель, а со слов последнего и некоторые биографы этого популярного переводчика и поэта середины XIX века. Неверно также, будто он был вызван в Санкт-Петербург в качестве прославившегося у себя на родине архитектора и инженера: как видно из прошения, поданного им Петру Великому в августе 1719 года, тотчас же по приезде в город Санкт-Петербург из Швейцарии, он приехал сюда по собственному побуждению, рассчитывая, не без основания, найти хороший заработок в новой русской столице. Гербель пишет в своем прошении:
Понеже ваше царское величество ко всяким хитростям и архитекторе особливое любопытство иметь всемилостивейше изволите, того ради я из швейцарской земли из Базеля города (несмотря на убытки, которые для проезду имел) сюда в санкт петербурк приехал, дабы случай получить мог вашему царскому величеству всеподданнейшую службу мою представить. Сего ради я чрез сие всеподданнейше доношу, что так в рисовании чистом чертежей как и особливо в практике толико искусен, что я нетокмо совершенному архитектору подлежащую службу исправить, но наипаче в архитектуре цивились, такожде и в других инвенциях новоизобретенных, которые доныне еще скрыты, и ни от кого не практикованы суть таким образом себя показать могу.
В Петербург Гербель прибыл с женой и тремя детьми. 1 сентября 1719 года подписан контракт с принятым на службу в Канцелярию городовых дел архитектором «о выдаче ему денег на наем квартиры для учеников». Не прекращая проектной работы в Канцелярии городовых дел, Гербель по статусу состоит и в должности обер-архитектора Главной полицеймейстерской канцелярии (после смерти 19 ноября 1719 года архитектора Г.И. Маттарнови, так и не успевшего приступить к обязанностям, Гербель становится фактически первым городским архитектором). Он представляет план «поправления улиц всего Адмиралтейского острова», разработка которого была начата ещё в 1715 году Маттарнови. Указом 1 октября 1719 года объявлялось: руководствоваться новым проектом регулирования улиц острова, составленным обер-архитектором Гербелем. Проект предусматривал 5-лучевую систему улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства.
Канцелярия ведала всем «городовым строением», и работы было так много, что уже через год с небольшим, в начале 1721 года, Гербель вынужден был обратиться к Петру І с длинным прошением, умоляя дать ему помощников и увеличить положенный комплект рабочих, без чего он не видел возможности управиться со всеми делами. Из этого документа мы узнаём об объектах, которыми занимался архитектор.
Гербель работал в так называемом тессинском стиле, для которого характерен приём чистых плоскостей, дополненных яркими фрагментами или объёмами. В помощниках архитектора числились: Яган Бланк, Иоганн Шумахер, Гаэтано Киавери, Харман ван Болес, Карл Фридрих Койет, Алексей Епифанов, Федот Шанин, Степан Шишкин.
Через пять лет после приезда в Россию он серьёзно заболел и в мае 1724 года все его проекты принял Гаэтано Киавери, а 16 сентября этого же года Николай Фёдорович Гербель умер. Похоронен на иноверческом кладбище у стен Сампсониевского собора. Николай Фёдорович имел трёх детей: Екатерина (1710—?), Кристина (1714—?), Родион (1716—1780).
Постройки
- Партикулярная верфь (начата Г.И. Маттарнови, не сохранилась)
- Пантелеймоновская церковь (мазанковое здание было заменено каменным в 1739 году архитектором И. К. Коробовым.)
- Калинкин работный дом на Фонтанке, д. 166 (изменён декор фасада)
- Комедиантский дом — «Анбар для комедий» на наб. реки Мойки, д. 20 (1723 г., ныне на этом месте находится правая часть здания Капеллы)
- Кунсткамера (начата Г.И. Маттарнови, возведение здания с 1719 по 1724 гг.)
- Зимний дворец Петра I (возведение набережных палат с 1719 по 1723 гг.)
- дом Крюйса на месте нынешнего здания Малого Эрмитажа (начат Г.И. Маттарнови, не сохранился)
- дворец Прасковьи Фёдоровны (1720—1724 гг., не сохранился)
- дом Луки Частихина на наб. реки Мойки, д. 32 (1923 г., перестроен)
- дом Ягужинского на месте нынешнего Зимнего дворца (начат Г.И. Маттарнови, не сохранился)
- Мытный (Гостиный) двор между Невским проспектом и Кирпичным переулком (начат Г.И. Маттарнови, не сохранился)
- Церковь Исаакия Далматского (начата Г.И. Маттарнови, сохранились фундаменты)
- палаты И. М. Головина (не сохранились)
- «палаты государыни царицы поварам» (мазанки, находившиеся на территории Зимнего дворца, в 1720—1722 гг. были перенесены и заново собраны в саду у Летнего дворца императрицы)
- Конюшенный двор. Это здание, начатое в 1720 году, было самой значительной из построек архитектора. Реконструировано с частичным сохранением стен В.П. Стасовым в 1823 году.
- Людские палаты (капремонт. не сохранились)
В первозданном виде практически не сохранилось его построек: они либо были сломаны до основания, либо совершенно переделаны. Об архитектуре Конюшенного двора мы можем судить лишь по сохранившимся в Архиве Министерства Двора чертежам. Они не принадлежат руке самого мастера и, вероятно, сделаны уже после его смерти, но, во всяком случае, дают изображение постройки до её переделки.
В художественной литературе
Гербель является одним из действующих лиц в романе Нестора Кукольника «Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова» и в «Повести о синем и зеленом сукне».