Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Айвазян, Сурен Михайлович

Айвазян, Сурен Михайлович

Геологи

04 августа 1933 - 11 сентября 2009

армянский геолог и общественный деятель


Сурен Михайлович Айвазян (арм.  ; 4 августа 1933, Тбилиси — 11 сентября 2009, Ереван) — армянский геолог и общественный деятель. Автор нескольких работ по лингвистике и по истории Армении, вызвавших резкую критику специалистов и обвинения в прямых фальсификациях истории, в том числе историками в самой Армении.

Работы по истории Армении

Историей Армении Сурен Айвазян увлёкся в 1960-е годы, намереваясь доказать исключительную древность армянского народа. Встречаясь с академиком Пиотровским, участвовавшим в раскопках древнего урартского города Тейшебаини, он вступил с ним в дискуссию относительно реальности мифологической древней Армении, описанной у Мовсеса Хоренаци. Согласно воспоминаниям Айвазяна, Пиотровский тогда сказал ему: «как геолог, Вы знаете, что ни один природный процесс не происходит бесследно. Если, как Вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне археологический объект в Армении, который это подтверждает».

Сурен Айвазян выбрал в качестве такого объекта древний памятник бронзового века Мецамор, а для доказательства его связи с Арменией опубликовал подложные прорисовки монет с якобы хайасскими (древнеармянскими) иероглифами, отнеся их к XIX веку до н. э. и снабдив их собственными «переводами». Однако в ходе проверки в отделе нумизматики Исторического музея Армении в 1968 году выяснилось, что эти монеты были выпущены в обращение атабеками Азербайджана из династии Ильдегизидов в 1133—1225 гг. н. э. По заключению арабистов Института истории АН Арм. ССР «мецаморский петроглиф», опубликованный Айвазяном, представляет собою надгробие с неточно скопированной арабской надписью. В этой же статье Айвазян опубликовал «хайасские надписи», обнаруженные им на скалах Мецамора, которые после проверки, проведенной в 1968 году профессором В. А. Крачковской, оказались знаками куфического арабского письма XIX века нашей эры. Фальсификации, тем не менее, успели просочиться в авторитетные научные журналы, включая чехословацкий «New Orient» (статья Б. Мкртчяна «The Mystery of Metsamor» № 3, VI, 1967) и журнал «Anatolian Studies» (том XVIII, 1968), а также в популярную печать Армении — газету «Комсомолец» от 15 ноября 1968 года и в журнал «Гарун» (№ 1, 1969). В этих изданиях Айвазян утверждает:

Наконец, обнаруженный нами вместе с группой геологов хайасский археологический объект Мецамор с его развитым горнометаллургическим производством и иероглифической системой письма не оставил никакого сомнения относительно локализации Хайасы в пределах Айраратской области Армении. Свидетельством того, что Мецамор является именно хайасским (то есть древнеармянским), а не каким-либо иным памятником культуры, служат обнаруженные здесь первые в Армении иероглифические письмена. Их расшифровка выполнена автором на основе корреляции с армянскими иероглифическими знаками, сохранившимися в некоторых средневековых рукописях Матенадарана. Так прекратило своё существование столетнее недоразумение — концепция государства Урарту.

Таким путём Сурен Айвазян породил одну из концепций армянской принадлежности Урарту, ради которой, помимо вышеописанных «свидетельств» материальной культуры, осуществил в 1963 году «перевод» урартских клинописных памятников, якобы с древнеармянского языка. Б. Б. Пиотровский отмечает, что, выполняя эту работу, Айвазян не знал, что повторяет труд А. Мордтмана, который в середине XIX века пытался переводить «по-армянски» все клинописные памятники Месопотамии — труд, давно отвергнутый наукой.

Несмотря на всплывший подлог и ошибки, Сурен Айвазян продолжает активно публиковать результаты своих «исследований» в популярной печати, например, включая их в свою книгу «История России. Армянский след», которая издавалась в Москве в 1997 и в 2000 годах.

Как отмечает Шнирельман, ревизионистские концепции истории Армении, в том числе Айвазяна, были в первую очередь направлены против ведущих армянских историков, и публиковались в популярных журналах. В это же время академический «Историко-филологический журнал» регулярно публиковал статьи ведущих армянских ученых, направленные против ревизионистов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ