Георгий Львович Брусилов (19 мая 1884 — 1914 или позже) — российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911). В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна», осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. Судьба Брусилова после апреля 1914 года неизвестна.
Биография
Георгий (в семье его называли Юрием) родился в городе Николаеве в семье офицера (впоследствии вице-адмирала) Льва Алексеевича Брусилова (1857—1909). Родной дядя Георгия (старший брат отца) — известный генерал Алексей Алексеевич Брусилов (1853—1926).
Юнкер флота с 1900 года. В 1903 году держал экзамен в Морском кадетском корпусе (81-й по списку). Произведен в мичманы 21 февраля 1905 года.
В 1904—1905 годах участвовал в военно-морских операциях против японцев, служил сперва на миноносце, затем на крейсере «Богатырь».
В 1910—1911 годах участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», занимался картографированием берегов Чукотки. Первый маяк на мысе Дежнёва носил его имя — «Знак Брусилова».
Экспедиция 1912—1914
Полярные экспедиции Фритьофа Нансена, Роберта Пири, Руаля Амундсена и Роберта Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере Брусилов (так же, как Георгий Седов и Владимир Русанов) решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью прохода Северным морским путём.
В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество, предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах. Основными акционерами общества были дядя Георгия Львовича, землевладелец Борис Алексеевич Брусилов (1855—1918), и его жена графиня Анна Николаевна Брусилова (урождённая Рено, ум. 1916).
Георгий Брусилов приобрёл в Великобритании парусно-паровую шхуну «Бленкатра». Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой, выделившей 90 тысяч рублей.
Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Санкт-Петербург 28 июля (10 августа) 1912 года.
В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая врача, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания. На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира в Архангельск Ерминия Александровна Жданко (род. 1891), племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко, имевшая квалификацию сестры милосердия. Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов. Кроме Брусилова и Альбанова, в экипаже оказалось всего пять профессиональных моряков.
28 августа (10 сентября) 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой. 4 (17) сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27 сентября (10 октября) 1912 года стал последним днём, когда она двигалась самостоятельно. Шхуна оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45', и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном; вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении.
К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.