Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Броер, Мордехай

Броер, Мордехай

Исследователь

День рождения 14 мая 1921

выдающийся исследователь Танаха, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, лауреат Премии Израиля, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого «Метод категорий» , являющегося религиозным ответом Библейской критике


Рав Мордехай Броер (ивр. ; 14 мая 1921, Карлсруэ, Германия — 24 февраля 2007, Иерусалим) — выдающийся исследователь Танаха, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, лауреат Премии Израиля, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого «Метод категорий» (Шитат ha-бхинот), являющегося религиозным ответом Библейской критике.

Биография

Родился в немецком городе Карлсруэ в семье математика Шимона Броера. Потомок выдающегося раввина и комментатора Писания Шимшона Рафаэля Гирша, основателя направления в иудаизме, приветствующего сочетание участия в светской жизни и изучение Торы ивр. (Тора им Дерех Эрец). Приходился племянником израильскому математику Абрахаму Френкелю по матери, и по отцу был племянником крупного деятеля еврейской ортодоксальной общины в Германии Ицхака Броера. Был двоюродным братом американки Урсулы Меркин (1919—2006), прославившейся своей благотворительностью. В раннем детстве остался без матери. Вместе с отцом и мачехой Агатой (Гитой) Идель с двенадцатилетнего возраста жил в Израиле. Получил начальное образование в школе «Хорев», после чего поступил в иешиву «Коль Тора». Продолжал совершенствовать знания в иешиве «Хеврон». Закончил Еврейский Университет по истории, заключительная работа была по еврейскому астроному XVI века Давиду Гансу.

Стал преподавать в ешиве «Бней Акива» в Кфар ha-Роэ с 1947 года, а затем отправился шалиахом (посланником) в лагерь для еврейских переселенцев на Кипре. Во время арабо-израильской войны был инструктором звена, оборонявшего Бирию в организации «Бней Акива».

С 1949 года по 1965 год работал учителем в ешиве «аДаром», расположенной в Реховоте, где давал уроки «Шитат а-Бхинот», не акцентируя, что в при разработке метода были использованы методы Библейской критики. В этот период началось его сотрудничество с главой ешивы «Aр Эцион», равом Йегудой Амиталем.

Защитил диссертацию в 1967 году по истории ешивы в Средние Века, был профессором в Бар-Иланском университете. Занимал должность инспектора по предподаванию в Министерстве просвещения Устной Торы с 1966 по 1967 год, а затем, с 1967 по 1982 годы занимался преподаванием Танаха в Иерусалимском Женском Колледже (Михлелет Иерушалаим). В 1969 году начал давал уроки Танаха в ешиве «Aр Эцион». Был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы за 1999 год. Заслужил титул «Почётного доктора Еврейского университета».

Проживал в Байт ве-Гане, где преподавал Танах и Талмуда. Имел двух детей, один из них - Йоханан Броер, занимал должность Главы кафедры иврита в Еврейском Университете.

Уточнение огласовок Танаха

В конце 1950-х годов рав Броер занялся уточнением текстологии распространенного издания Танаха выпущенного Меиром ha-леви Летресом в XIX веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство «Мосад ha-Рав Кук» в рамках проекта «Даат Микра» .

Следует подчеркнуть, что разночтения в разных рукописях Танаха сводятся почти исключительно к различиям в огласовках и форме написания слов (полное или краткое), а сам текст всюду одинаков. Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к утверждённому традицией Масоры, является важнейшим делом.

Рав Броер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единой верной версии огласовки Танаха, утверждённого Масорой. Он провёл сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал версию огласовки Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия огласовки Танаха почти идентична тем, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. Рама, Ор Тора, Минхат Шай и другие.

Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией «Кетер Арам Цова» (Кодекс Алеппо) — рукописью X века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, — оказалось, что выверенный Броером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Броера, что существовала единая версия Масоры, а различия образовались впоследствии и объясняются ошибками переписчиков.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ