Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бренна, Винченцо

Бренна, Винченцо

Театр

20 августа 1745 - 17 мая 1820

художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец


Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (итал. Vincenzo Brenna; 20 августа 1741, Рим — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Биография

Родился в Риме, но его семья происходила из швейцарского кантона Тессин (Тичино). В 1766—1768 годах обучался в мастерской живописца Стефано Поцци в Риме. В это время познакомился с Джакомо Кваренги, который указывал: «г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре».

С 1776 года занимался обмерами античных памятников Рима для польского магната Станислава Костки Потоцкого. В 1780—1783 годах работал в Польше, где выполнял отделку принадлежавшего Потоцкому дворца Августа Чарторыйского в Натолине, замка в Ланьцуте, дворца Красиньских в Варшаве (не сохранился).

В конце 1781 или в начале 1782 года Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим вместе с женой по Европе под именем графа и графини Норд («Северных»). Павел пригласил Бренна для декорирования дворца в Павловске; архитектор по его приглашению прибыл в Россию в 1783 году.

В России Бренна работал до начала 1802 года. Участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец), Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым). Был архитектором Румянцевского обелиска в ознаменование побед в русско-турецкой войне 1787—1791 годов (1798, первоначально на Марсовом поле, позднее был перенесён в сквер у здания Академии художеств). Достроил третий Исаакиевский собор, начатый Антонио Ринальди. В 1797 году В.Бренна занимался отделкой интерьеров Каменноостровского дворца. В августе 1802 года Бренна отправился с своим учеником Карло Росси в Штеттин, откуда была родом его вторая жена Луиза Вильгельмина Трауфельдт. Последним зданием Бренны в Санкт-Петербурге стал деревянный театр, построенный по заказу Антонио Казасси в 1801 году (в 1832 году на его месте Карло Росси выстроил современное здание Александринского театра). Летом 1804 года Бренна попытался вернуться в Россию, однако его место в Павловске было занято Воронихиным, а в Санкт-Петербурге — Тома де Томоном. Осенью 1805 года Бренна принял в Риме звание члена Академии Святого Луки.

Бренна является архитектором переходного периода, сочетавшим черты классицизма и позднего барокко с элементами романтизма. Для Бренны-декоратора характерно обильное применение лепки. Он широко пользовался позолотой, выделявшейся на общем светло тонированном фоне стен и перекрытий. Бренна был очень не ровным мастером: иногда он проявлял себя умелым декоратором и эффектно строил свои композиции, но иногда крайне перегружал их случайными, мало связанными между собой элементами. С лучшей стороны дарование Бренны проявилось в таких сооружениях, как обелиск Румянцеву в Петербурге.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1796—1802 — собственный дом в Павловске — улица Девятого Января
  • 1796—1797 — дом костела Св. Екатерины — Невский проспект, 32-34.
  • 1797—1801 — доходный дом И. Г. Лауферта — Большая Морская улица, 27.

Список осуществленных работ

Польша:

  • Декорации польских поместий Августа Чарторыйского в Натолин-Бажантарни, Изабеллы Любомирской в Ланьцуте и Мокотове, Станислава Любомирского в Грущине, а также первого этажа Дворца Красиньского (Krasiski Palace) в Варшаве, конец 1770 — начало 1780-х (в основном не сохранились)

Павловск:

  • Расширение и ряд интерьеров Павловского дворца (Верхний вестибюль, Зал мира, Зал войны, Греческий зал, Итальянский зал, Ковровый кабинет, Малый кабинет Павла I, Библиотека Павла I, Туалетная Павла I, Будуар, Спальня, Библиотека Марии Федоровны, Туалетная Марии Федоровны, Картинная галерея, Тронный зал, Оркестровая, Буфетная, Кавалерский зал, Общий кабинет, Малиновый кабинет, Передняя, Камердинерская), конец 1780-х — начало 1790-х
  • Турецкая палатка в парке (разобран в начале XIX в.)
  • Районы Старая Сильвия и Новая Сильвия в парке, начало 1790-х
  • Амфитеатр в парке, начало 1790-х
  • Трельяж в парке (сгорел в Великую Отечественную войну)
  • Перестройка Большого Каскада в парке, 1792—1794
  • Руинный каскад в парке, 1793—1794
  • Лестница у Мариентальского пруда в парке, 1795
  • Крепость Бип, 1795—1798 (авторство Бренны предположительно)
  • Пиль-башня в парке, 1797
  • Константиновский дворец, 1797—1798 (с 1865 — Михайловская женская патриотическая школа; сгорел в Великую Отечественную войну)
  • Частные дома: Н. П. Шереметева (1797—1799), А. П. Гагариной, И. П. Кутайсова
  • Дом для придворных служителей
  • Деревянный театр в парке, 1798 (разобран в XIX в.)
  • Большие круги в парке, 1799
  • Постройка (по проекту Камерона) и создание интерьера павильона Круглый зал (Музыкальный салон) в парке, 1799—1800
  • Церковь Павловского дворца, 1799
  • Большая каменная (Итальянская) лестница в парке, 1799
  • Театральные ворота в парке, 1802

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ