Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Янова, Вера Павловна: биография

В течение десятилетий, вплоть до начала 21 века, Янова входила в своеобразный семейный художественный коллектив. Почти все свои работы эти художники считали согласованными, совместными. После войны сыновья Яновой заканчивают учёбу в СХШ и начинают работать вместе с родителями. В круг этой незаурядной художественной семьи с 1948 года входит скульптор Михаил Войцеховский , остроумно назвавший его «Орденом Тунеядцев», или «Орденом нищенствующих живописцев»(по аналогии с основанным в Иерусалиме в 1118 году «Орденом нищенствующих рыцарей», более известным как орден тамплиеров или храмовников); дружно живущих лишь одним только искусством..

О своей работе художники говорили: «Мы по-настоящему верим в такое коллективное творчество. Не в том смысле, что над каждым рисунком непременно нужно работать всем вместе, а что мы некая группа, обладающая способностью понимать друг друга, и можем сообща трудиться в искусстве…Наша работа не ограничивается нами двумя. Мы только часть братства. Мы работаем и по отдельности и совместно. Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше искусство…»

Вера Янова работала до самых последних лет своей жизни, изменив лишь технику своих работ — ими стали преимущественно гуаши и акварели.

Вера Павловна Янова умерла в Петербурге 13 сентября 2004 года, похоронена на Серафимовском кладбище, в одной могиле с Г. Н. Трауготом.

Творчество

Эволюция творчества художницы за вторую половину ХХ века не претерпела резких изменений. Избранные ею темы работ остаются теми же, преимущественное количество их - это городские пейзажи, виды Невы, Большой и Малой Невки, Пряжки, Фонтанки, Карповки, Екатеринского и Крюкова канала, Чёрной речки, Мойки; дворец Бирона, Пушкинский дом, Конюшенная площадь. Многие работы Яновой сейчас смотрятся и как летопись исчезающего города: на них изображены ныне снесённые кварталы Крестовского острова и Петроградской стороны, дома на Мытнинской набережной.

В различные периоды меняется цветовая гамма художницы, эволюционируя от более глухой и плотной к более светлой, прозрачной. Живописность её работ нарастает и развивается. Изменяются её работы на религиозные темы: тревожность почти византийских иконных "Ликов" (первая половина 1950-х гг.) сменяется ровным покоем более поздних работ, таких, как масштабное, почти фресковое полотно "Рождество".

Живопись Веры Яновой фактурна, художница всегда растирает краски на палитре, смешивая их, получая тон. Иногда она, таким образом, применяет чисто «сезанновский» метод протекания одного цвета через весь холст. Краски она смешивает столь густо, что они лежат глубоким рельефом на поверхности холста .

Её живопись полностью освобождена от натуралистического воспроизведения цвета: любые цвета она пишет любыми цветами. "Выражение «инстинкт малевания» — когда цвета вливаются друг в друга живописным массивом, применимо к дару... Веры Яновой."

Гамма Яновой насыщенная, чрезвычайно яркая, вне всяких ограничений, со значительным использованием красного цвета.

В. В. Стерлигов, художник и теоретик живописи, высоко оценивая творчество Яновой, ставил его по некоторым признакам в один ряд с произведениями таких "органических русских живописцев", как Михаил Ларионов и Владимир Татлин:

Она — художник 1920-х гг., задержавшийся во времени. Есть обученные художники:… Лентулов, Альтман и т. д. сть органические художники: Ларионов,Татлин. Для них нет труда обучения. В. П. Янова — явление органическое… Переработка Западной культуры (Франция) имеет у В. П. Яновой органическое усвоение. В этом ценность: естественное дыхание… В. П. Янова не бытописатель. Истории костюма не получить… Органические явления у нас очень редки.

— Владимир Стерлигов

Перед глазами натянуты большие и маленькие холсты — портреты, пейзажи…У <Яновой> своё отношение к городу, свой особый урбанизм; современный лик города неотделим от истории. В её работах город представлен не только в архитектурном пространстве. Город живёт для неё ещё и в четвёртом измерении: своим прошлым, настоящим и будущим. Этот свой город она населяет очень многим, неожиданным.

— Кудрявцева Лидия Степановна, художественный критик, заслуженный работник культуры РФ

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ