Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Яно, Витторио

Яно, Витторио

Конструкторы

День рождения 22 апреля 1891

итальянский автомобильный конструктор венгерского происхождения


Витторио Яно (венг. Jnos Viktor; 22 апреля 1891 — 13 марта 1965) — итальянский автомобильный конструктор венгерского происхождения.

Биография

Витторио Яно (Джано), при рождении Viktor Jnos, родился в Сан-Джорджо-Канавезе в Пьемонте, в семье венгерских иммигрантов, прибывших за несколько лет до рождения Яно. Витторио начал свою карьеру с автомобилями в грузовой компании «Rapid», владельцем которой был Д. Б. Чейрано (Giovanni Battista Ceirano).

В 1911 году он перебрался в Фиат под руководством Луиджи Бацци (Luigi Bazzi). Впоследствии он вместе с Луиджи Бацци перешёл в Alfa Romeo, в 1923 году сменив там Джузеппе Мерози) на должности главного инженера. В Alfa Romeo его первой работой стал 8-цилиндровый (L8) двигатель, устанавливаемый на Alfa Romeo P2 для серии Гран-при, в котором команда Альфа Ромео выиграла первый мировой чемпионат по Гран-при в 1925 году. Для обычных моделей Alfa Romeo, Яно разработал серию мелких и средних различных 4-, 6-, 8-цилиндровых однорядных двигателей, основанных на базе модели P2, которые являлись классическим примером инженерной мысли двигателей Alfa Romeo. Данные двигатели имели довольно простую конструкцию с центральнорасположенными свечами зажигания и являлись двигателями с полусферическими головками Hemi, с двумя рядами клапанов на цилиндр и двойным газораспределительным механизмом. В 1936 году Витторио Яно разработал Alfa Romeo 12C с V12 двигателем, самое обидное, что данный автомобиль не был успешен и это послужило причиной увольнения для него из Alfa Romeo в конце 1937 года.

В 1937 году, Яно перебрался в Lancia. Среди его разработок там была попытка создать автомобиль для серии Гран-при. Автомобиль Lancia D50 был представлен в 1954 году, но в 1955 году неудача Альберто Аскари и катастрофа на Ле-Ман 1955 года, заставили компанию отойти от идеи участия в гонках серии Гран-При. Феррари предприняла усилия и переманила Яно на свою сторону в этом же году.

Взнос Яно для Феррари был значительным. При покровительстве сына Энцо, Дино, Яно модернизировал старые V6 и V8 двигатели старых Lampredi и Colombo двигателей прямо перед гонками. После смерти Дино, Джановский «Дино» V6 стал основным для первых дорожных автомобилей со установленным по середине двигателем в 1966 206 Dino. V6 и V8 были вытесненны V12 двигателями Феррари, чьи потомки до сих пор используются на сегодняшних автомобилях Феррари.

Также как и Энцо Феррари, Яно потерял своего сына в 1965 году. Это стало причиной тяжелой болезни, которая послужила причиной самоубийства в том же году в Турине.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ