Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Якшич, Дмитрий Николаевич

Якшич, Дмитрий Николаевич

Религия

протоиерей Сербской православной церкви, богослов, философ


Душан Якшич (серб. Душан Јакшић, в России был известен как Дмитрий Николаевич Якшич; 1875, село Српске Моравице, Горский Котар — 12 августа 1935, Сремские Карловцы) — протоиерей Сербской православной церкви, богослов, философ.

Биография

Родился в 1875 году в семье сербского православного священника Горно-Карловацкой епархии, входившей на тот момент в состав в Австро-Венгрии.

Окончил классическую гимназию в Фиуме, один год учился в Карловацкой богословской семинарии. В 1893 году поступил в Киевскую духовную академию, где проучился два года и перешел в Петербургскую духовную академию, где обучался в 1896—1897 годы как стипендиат Священного Синода.

По окончании духовной академии со степенью кандидата богословия, слушал в течение двух семестров в 1897—1898 годы лекции на философском факультете Венского университета.

16 сентября 1898 года митрополитом Карловацким назначен профессором Карловацкой богословской школы, в которой в 1901 был рукоположен в священники.

В 1902 году принял русское подданство с именем Дмитрий и назначен священником церкви Святого Николая Чудотворца («Чернореченская») Николаевского православного братства в Санкт-Петербурге. Участвовал в заседаниях религиозно-философских собраний, выступал на них.

Состоял членом Петербургской комиссии при Священном Синоде по диалогу со старокатоликами. В 1904 году участвовал в VI международных старокатолическом конгрессе в Ольтене (Швейцария), на котором от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) и епископа Ямбургского Сергия (Страгородского), председателя Петербургской комиссии по вопросу единения, приветствовал конгресс. Священник Дмитрий Якшич заверил старокатоликов, что первоиерарх Русской Церкви, митрополит Антоний «взывает к Богу о соединении старокатоликов с нашею церковью и прочно уповает на то, что это единение со временем осуществится… надеется, что периодически созываемые старокатолические конгрессы послужат этому желаемому соединению».

В 1906 году переведён в качестве второго священника в церковь при посольстве России в Вене.

В 1908 году Венским университетом удостоен степени доктора философии.

В декабре 1911 года назначен настоятелем церкви при дипломатической миссии России в Дрездене с возведением в сан протоиерея. Окормлял русских православных верующих в Мариенбаде, Франценсбаде и Лейпциге.

В 1911 подал в Петербургскую духовную академию сочинение «Из церковной истории православных сербов. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича» для соискания степени магистра богословия. После допущения к защите в 1912 году напечатал её в Праге и 17 ноября 1913 года защитил в Духовной академии.

В 1913 году в качестве представителя Петербургской комиссии участвовал в IX международных старокатолическом конгрессе в Кёльне (Германия), где торжественно вручил утрехскому архиепископу Утрехтскому Герарду Гулю последний ответ Петербургской комиссии, указав на переданный им «ответ» указал, как «на доказательство того, насколько Русская Церковь и русские богословы стремятся к церковному единению со старокатоликами» и передал старокатолическому конгрессу приветствие от имени митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского).

После начала I мировой войны был арестован и интернирован у Саксонию. После освобождения уехал в Петроград.

25 ноября 1918 года зачислен научным сотрудником Российской публичной библиотеки. Работал в Рукописном отделении, а затем в Юридическом и Отделении общего каталога. В 1920 году привлекался к разбору книг на петрогроградских книжных складах. 22 октября 1924 года уволен из Библиотеки по сокращению штатов.

В том же году покинул СССР и выехал в Югославию, был профессором Духовной семинарии святого Саввы в Сремских Карловицах, безвозмездно исполняя пастырские обязанности для местной русской колонии во время отсутствия своего русского священника, был редактором «Вестника Сербской православной патриархии».

Протоиерей Душан Яакшич с семьёй проживал в погосте нынешнего Собора в Сремских Карловцах в старом здании Благодејанија, где также была и Русская церковь, принадлежавшая РПЦЗ. Прибыв из Санкт-Петербурга с самим цветом российского общества. Его другом и коллегой был Иустин (Попович). Епископ Николай (Велимирович) был частым гостем в доме Якшичей.. Дружил с Якшичами в митрополит Антоний (Храповицкий).

В мае 1930 обращался в Российскую публичную библиотеку с просьбой о присылке ему справки о работе в библиотеке.

Публикации

  • Взгляд профессора В. В. Болотова на старо-католицизм и римско-католицизм. СПб., 1903;
  • О нравственном достоинстве девства и брака по учению православной церкви. СПб., 1903;
  • VI Международный старо-католический конгресс. СПб., 1904;
  • Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича. Прага, 1912;
  • IX Международный старокатолический конгресс в Кельне // Церковный вестник 1913. № 41;
  • Речь перед защитой магистерской диссертации «Из церковной истории православных сербов…». СПб., 1913.
  • Живот и учење светог Јована Златоуста / Душан Н. Јакшић. — 2. поправљено изд. — Краљево : Епархијски управни одбор Епархије жичке, 2011 (Врњачка Бања : Интерклима-графика). — 278 стр.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ