Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Яковлева, Ольга Михайловна

Яковлева, Ольга Михайловна

Кино

День рождения 14 марта 1941

советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР , лауреат Государственной премии Российской Федерации , театральной премии «Хрустальная Турандот» , премии «Золотая маска»


Ольга Михайловна Яковлева (род. 14 марта 1941 в Тамбове) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1985), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996), театральной премии «Хрустальная Турандот» (1993, 2011), премии «Золотая маска» (1996, 2011).

Биография

Отец был коммерческим директором на различных заводах, поэтому семья часто переезжала. Мать была воспитательницей в детском саду.

Ольга занималась во многих театральных студиях, в Алма-Ате закончила Театральную студию при ТЮЗе. Получив приглашение остаться в театре, уехала, однако, в Москву и поступила в Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс И. Рапопорта, А. Борисова), по окончании которого, в 1962 году, была принята в труппу Театра имени Ленинского комсомола.

Актриса Московского театра им. Ленинского комсомола (1962—1967)

В 1964 году главным режиссёром Театра им. Ленинского комсомола стал А. В. Эфрос, и с этого момента судьба актрисы неразрывно связана с ним. С первых ролей современного репертуара она стала известной. Узнаваемость её героинь парадоксально соединялась с исключительностью, внешняя простота с непередаваемым душевным трепетом. Она — актриса лирического темперамента; игре свойственны изящество и тонкий психологизм, импульсивность и порывистость. В героинях Яковлевой хрупкость, ранимость сочетались с душевной стойкостью и внутренней силой.

В «Ленкоме» она играла в спектаклях А. Эфроса: «Снимается кино» (Аня), «Сто четыре страницы про любовь» (Наташа), «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (Арманда), «Мой бедный Марат» (Лика).

В конце 1960-х годов сыграла немало главных ролей русской и зарубежной классики, продемонстрировав рост мастерства и разнообразие сценических красок: «Чайка» (Нина), «Три сестры» (Ирина). В современном и классическом репертуаре актрисе удаётся намеренно красочная манера игры, сопряжённая с передачей глубоких течений непростой душевной жизни своих героев.

Актриса Московского театра на Малой Бронной (1967—1984)

В 1967 году вместе с А. Эфросом Яковлева перешла в Театр на Малой Бронной, где режиссёр поставил свои лучшие спектакли, а Яковлева сыграла лучшие свои роли — в спектаклях «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым» (Альма), «Веранда в лесу», «Директор театра», «Наполеон Первый» (Жозефина), «Дорога» (Коробочка).

Театральными событиями стали такие разные роли Яковлевой 1970-х, как шекспировские Джульетта и Дездемона («Ромео и Джульетта», «Отелло»), Эльвира («Дон Жуан» Ж. Б. Мольера), Лиза Хохлакова («Брат Алёша» по «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. В. Гоголя).

Развитие таланта актрисы поступательно двигалось от манеры к стилю, обогащая её ведущую тему. Героиням Яковлевой был свойствен богатый внутренний мир. Даже в комедийном жанре это качество актрисы звучало в полную силу. Неизбывный трагизм любви, душевных страданий остается главным мотивом творчества Яковлевой в конце 1970-х, когда она воплотила на сцене тургеневскую женщину — Наталью Петровну («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1977) и слишком одухотворённую, чтобы совместить свои изысканные чувства с радостями земной любви, Альму Уайнмиллер в спектакле по пьесе Т. Уильямса «Лето и дым» (1980). Не осталась незамеченной её роль Жозефины («Наполеон Первый» Ф. Брукнера, 1983), сыгранная О. Яковлевой властно и сильно в противовес ранее ею созданному лирическому образу.

Актриса Московского театра на Таганке (1984—1989)

Переход актрисы в Театр на Таганке был связан с назначением А. В. Эфроса на должность главного режиссёра этого театра. Актриса успела сыграть в новых его постановках три роли: Настю в «На дне» М. Горького (1984), Боди в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т.Уильямса и Селимену в мольеровском «Мизантропе». Новый образ О. Яковлевой, актрисы этого периода, — это женщина, отстаивающая принцип лицемерия как главного в жизни, «женщина, познавшая катастрофу и разочарование души», окаменевшая, отвергнувшая живые чувства.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ