Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Яворский, Болеслав Леопольдович

Яворский, Болеслав Леопольдович

Педагоги

22 июня 1877 - 26 ноября 1942

русский и советский музыковед, педагог, композитор, общественный деятель


Болеслав Леопольдович Яворский (10 (22) июня 1877 год, Харьков — 26 ноября 1942, Саратов) — русский и советский музыковед, педагог, композитор, общественный деятель. Доктор искусствоведения (без защиты диссертации, 1941).

Биография

Яворский родился в Харькове 10 (22) июня 1877 года. В 1898 году окончил Киевское музыкальное училище, в 1903 году Московскую консерваторию по классам композиции С. И. Танеева и фортепиано Н. Е. Шишкина. Один из организаторов Народной консерватории в Москве (1906). В 1916—1921 гг. профессор Киевской консерватории, преподавал фортепиано, теорию музыкальной композиции, «слушание музыки» (т. е. психологию музыкального восприятия). С 1918 - профессор киевского Музыкально-драматического института имени Николая Лысенко. 1917-1921 - директор Народной консерватории в Киеве. В 1921—1925 гг. (по инициативе А. В. Луначарского) — завотделом музыкальных учебных заведений Главпрофобра. Находясь на министерской должности, пытался реформировать преподавание в Московской государственной консерватории, что вызвало противодействие со стороны консерваторских профессоров (А. Б. Гольденвейзера, М. М. Ипполитова-Иванова, М. В. Иванова-Борецкого). В 1921—1930 гг. преподавал «слушание музыки» в основанном им Первом государственном музыкальном техникуме.

В середине 1920-х гг. неоднократно бывал за границей (в Италии, Греции, Австрии, Франции, Германии). По поручению Луначарского вёл переговоры с С. С. Прокофьевым о его возвращении в Россию. В 1921—1931 — член ГАХНа. В 1925—1930 — член квалификационной комиссии при Центральной комиссии по улучшению быта учёных (ЦЕКУБУ). С 1930 — член художественного совета Большого театра (Москва). В 1932—1941 — старший редактор Музгиза (в т.ч. редактировал издание ХТК Баха). В 1938—1941 гг. работал в Московской консерватории, где читал аспирантам собственный курс под названием «Творческая идеология и стиль» (по истории исполнительских стилей). В конце октября 1941 года был эвакуирован с составе группы консерваторских профессоров в Саратов, где в 1942 скончался.

Среди учеников Яворского (в разные годы) — А. А. Альшванг, С. В. Протопопов, Н. Я. Брюсова (вела в Московской консерватории курс Яворского под названием «Сознательное восприятие лада и ритма»), Г. Верёвка, Л. В. Кулаковский, А. В. Свешников, П. И. Сеница, В. А. Цуккерман, Н. Д. Леонтович. Яворский консультировал многих российских композиторов, в том числе Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, О. А. Евлахова.

Научная деятельность

Яворский — автор трудов по теории музыки (мелодики, ритмики, гармонии, формы), истории исполнительских стилей. Создатель теории «ладового ритма» (возникла около 1903; кратко изложена автором в 1908; наибольшее распространение получила в конце 1920-х гг.) и «ладового звуковедения» (теория «ладовых тяготений»). Название теории ладового ритма объясняется так: высотные отношения в музыке основаны на ладе, а временные — на ритме. Под «ладовым ритмом» Яворский понимал развёртывание музыкального лада во времени; соответствует современному динамическому пониманию лада.

Теория музыки Яворского содержит элементы риторики, а язык, которым она излагается, метафоричен. Это риторическое направление задаётся уже в самом переопределении музыки как «музыкальной речи». Из методологической установки на параллелизм (словесного) текста и музыки вырастает целый ряд отчасти научных терминов, отчасти образных «словоописаний», из которых наиболее ходовым становится «интонация» — это слово используется и в некоем «общефилософском» смысле, и в значении лингвистического термина, и наконец, в специфическом только для Яворского значении. Для «поэтики» Яворского характерны такие выражения как «звуковое сознание», «развёртывание звуковедения», «принцип сопряженности», «сила тяготения», «энергия неустойчивости», «ладовое впечатление», «звуковой горизонт» (вместо «диапазон») и т.п.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ