Борис Иванович Юрцев (1900—1954) — советский кинорежиссёр, ученик С. М. Эйзенштейна. Один из основоположников жанра советской бытовой комедии.
Биография
Родился в 1900 году в Москве. В начале 1920-х годов некоторое время (по крайней мере в 1922 году) был участником театральной секции московского Пролеткульта, руководителем которой был С. М. Эйзенштейн, а в конце того же десятилетия учился в режиссерской мастерской Сергея Михайловича при ГИКе. В 1923 году сыграл Рыжего клоуна (перевоплощавшегося в мать Глумова) в эксцентрической постановке Эйзенштейна по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», а в 1925 году — «короля» шпаны в первом фильме Сергея Михайловича, «Стачка».
В 1928 году Юрцев снял свой первый фильм — «Оторванные рукава» (сценарий создан совместно с И. А. Пырьевым), являющийся одним из первых детских советских фильмов (детскому кино посвящена и статья Юрцева «Тропинка к фильме для советских детей», вышедшая в 1930 году в «Советском экране»). И дебютный фильм, и вторая картина режиссёра «Твёрдый характер» не являлись комедиями, однако в дальнейшем Юрцев работал исключительно в этом жанре. В 1932 году на экраны вышла первая немая комедия Юрцева «Изящная жизнь», изображающая приключения английского матроса, оказавшегося в СССР. Несмотря на успех картины, следующий фильм режиссёра «Любовь Алёны» ждала непростая судьба: сценарий фильма, написанный Юрцевым совместно с Л. Ларским, был объявлен недостаточно социальным и переработан, в процессе производства картина также подвергалась различным цензурным изменениям. Тем не менее, фильм всё-таки вышел на экраны, удостоившись положительных отзывов критики и одобрения самого Сталина. Главную женскую роль — переехавшую в город простую деревенскую женщину Алёну — сыграла Галина Сергеева, кроме того, именно в этом фильме состоялся кинодебют Любови Орловой, сыгравшей «антагонистку» Алёны американку Эллен.
В 1935 году вышел совместный фильм Юрцева и К. Юдина — «Мяч и сердце», однако ещё до премьеры Юрцев был арестован — по одной из версий за шутку о Генрихе Ягоде — и вскоре сослан на Колыму, а из картин, снятых режиссёром до ареста, сохранилась только «Изящная жизнь». Вернувшись из ссылки, жил в Ашхабаде, с апреля 1941 года работал на местной киностудии, где в том же году снял свой последний фильм — военную комедию «Стебельков в небесах», главную роль в которой сыграл Марк Бернес. После войны переехал в Алма-Ату, затем вернулся в Москву, где и умер в 1954 году.
Фильмография
Режиссёр
- 1928 — Оторванные рукава
- 1930 — Твёрдый характер
- 1932 — Изящная жизнь
- 1932 — Крылья (другое название «Чёрная кошка»)
- 1934 — Любовь Алёны
- 1935 — Мяч и сердце — сорежиссёр (с К. Юдиным)
- 1941 — Стебельков в небесах (короткометражный)
Сценарист
- 1928 — Оторванные рукава (совместно с И. Пырьевым)
- 1930 — Твёрдый характер (совместно с А. Дубровским)
- 1934 — Любовь Алёны (совместно с Л. Ларским)
- 1941 — Стебельков в небесах
Актёр
- 1924 — Стачка — король шпаны
- 1927 — Булат-батыр — Мурат
- 1928 — Свои и чужие — эпизод
- 1934 — Любовь Алёны — эпизод