Нелли Ражденовна Эшба (25 сентября 1928 (по другим данным 25 апреля), Очамчыра, Абхазская АССР) — первый профессиональный абхазский режиссёр, ученица М. Туманишвили. Проходила практику и стажировку у Г. Товстоногова в Ленинградском Академическом Большом драматическом театре. Н. Эшба является представителем Театра Романтизма.
Н.Эшба ставила спектакли в театрах в Астрахани, Рязани, Кемерово, Барнауле, Смоленске, Орджоникидзе и т. д. С 1979 года — создатель и бессменный руководитель Московского театра-студии «Время».
Биография
Родилась в городе Очамчира в Абхазской АССР в семье абхазских дворян Эшба. В семье Раждена Эшба было двое детей: Нелли и Рауль. Образованию детей уделялось большое значение. Благодаря богатой библиотеке отца Нелли Эшба познакомилась с русской литературой, оказавшей огромное влияние на всю её творческую жизнь. По настоянию родителей окончила Московский юридический институт, по окончании которого работала адвокатом в Сухумской, а затем в Тбилисской юридической консультации. Через семь лет она отказалась от профессии юриста и посвятила себя театральному искусству. Сталинская стипендиатка, Н. Эшба окончила с красным дипломом Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели. На 5 курсе Н. Эшба совместно с выпускниками Амираном Тания, Хутой Джопуа, Олегом Лагвилава, Алексеем Ермоловым поставила в стенах института спектакль «Призраки» Дмитрия Гулиа. Позже этот спектакль вошел в репертуар Абхазского драматического театра и пользовался популярностью у зрителей. Дипломная режиссёрская работа — «Такая любовь» П. Когоута. Пьесу ставили на сцене Абхазского драмтеатра и принимала её представительная комиссия педагогов Тбилисского театрального института. Спектакль был хорошо принят и педагогами, и публикой. Спектакль также вошел в репертуар Абхазского драматического театра.
В 1961 году Н. Р. Эшба было предложено стать главным режиссёром Абхазского драматического театра. В то время театр ставил незатейливые одноактные пьесы, понятные простому народу, и ездил с представлениями по колхозам и дальним селениям. Курирующие театр местные властные и партийные органы, видимо, полагали, что в этом предназначение национального театра. Было очевидно, что труппа «старейшин» от театра не потерпит изменения сложившегося репертуара. Изначально, приход «со стороны» любого режиссёра-новатора был бы воспринят без энтузиазма. И вдруг, в театр назначается молодой перспективный профессиональный (впервые) режиссёр, заявивший себя зрелым, творчески состоявшимся художником. Н. Р. Эшба точно знает, что она хочет видеть в любимом театре. Она полна новых замыслов и идей. Но её творческая эстетика не воспринимается старой гвардией артистов. Они срывают спектакли, устраивают конфликты на пустом месте, сжигают декорации…
В первые годы работы в Абхазском драматическом театре Н. Р. Эшба создала спектакли: «Голый король» по пьесе Е.Шварца (1961), «Современная трагедия» Р.Эбралидзе (1962), «Иван Абхазец» И.Чамагуа, «Песню нелегко сложить» Н.Тарба. М. И. Туманишвили писал о ней:
Нелли руководила театром по-мужски. Годы её руководства, на мой взгляд, один из лучших периодов этого театра. В театре возник коллектив единомышленников, который создал много интересных спектаклей и сценических образов.— источник из программы Абхазского радио "Профессия-режиссёр", 1984 г.
Из-за разногласий в театре Н.Эшба вынуждена была покинуть Абхазский драмтеатр. В 1963-64 годах она прошла стажировку в знаменитом Ленинградском Большом драматическом театре у Г. А. Товстоногова, который тепло отзывался о ней:
Нелли Ражденовну Эшба я знаю много лет. То, что это профессиональный, творческий художник, для меня — несомненно. Своим очень профессиональным подходом к делу Нелли Ражденовна завоевала симпатии всего творческого коллектива. Очень подкупали, помимо режиссёрских, её человеческие качества. Поэтому память о ней в нашем театре осталась самая добрая.
В 1964 году её пригласили в Государственный русский театр им. А.Грибоедова в г. Тбилиси, где она проработала до 1968 года. За эти годы были осуществлены постановки спектаклей «Дачники» М.Горького (1965 г.), «Софья Ковалевская» Б.Тура (1966 г.), «Моя старшая сестра» А.Володина.