Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эшба, Нелли Ражденовна

Эшба, Нелли Ражденовна

Кино

25 апреля 1928 - 13 марта 2015

первый профессиональный абхазский режиссёр, ученица М


Нелли Ражденовна Эшба (25 сентября 1928 (по другим данным 25 апреля), Очамчыра, Абхазская АССР) — первый профессиональный абхазский режиссёр, ученица М. Туманишвили. Проходила практику и стажировку у Г. Товстоногова в Ленинградском Академическом Большом драматическом театре. Н. Эшба является представителем Театра Романтизма.

Н.Эшба ставила спектакли в театрах в Астрахани, Рязани, Кемерово, Барнауле, Смоленске, Орджоникидзе и т. д. С 1979 года — создатель и бессменный руководитель Московского театра-студии «Время».

Биография

Родилась в городе Очамчира в Абхазской АССР в семье абхазских дворян Эшба. В семье Раждена Эшба было двое детей: Нелли и Рауль. Образованию детей уделялось большое значение. Благодаря богатой библиотеке отца Нелли Эшба познакомилась с русской литературой, оказавшей огромное влияние на всю её творческую жизнь. По настоянию родителей окончила Московский юридический институт, по окончании которого работала адвокатом в Сухумской, а затем в Тбилисской юридической консультации. Через семь лет она отказалась от профессии юриста и посвятила себя театральному искусству. Сталинская стипендиатка, Н. Эшба окончила с красным дипломом Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели. На 5 курсе Н. Эшба совместно с выпускниками Амираном Тания, Хутой Джопуа, Олегом Лагвилава, Алексеем Ермоловым поставила в стенах института спектакль «Призраки» Дмитрия Гулиа. Позже этот спектакль вошел в репертуар Абхазского драматического театра и пользовался популярностью у зрителей. Дипломная режиссёрская работа — «Такая любовь» П. Когоута. Пьесу ставили на сцене Абхазского драмтеатра и принимала её представительная комиссия педагогов Тбилисского театрального института. Спектакль был хорошо принят и педагогами, и публикой. Спектакль также вошел в репертуар Абхазского драматического театра.

В 1961 году Н. Р. Эшба было предложено стать главным режиссёром Абхазского драматического театра. В то время театр ставил незатейливые одноактные пьесы, понятные простому народу, и ездил с представлениями по колхозам и дальним селениям. Курирующие театр местные властные и партийные органы, видимо, полагали, что в этом предназначение национального театра. Было очевидно, что труппа «старейшин» от театра не потерпит изменения сложившегося репертуара. Изначально, приход «со стороны» любого режиссёра-новатора был бы воспринят без энтузиазма. И вдруг, в театр назначается молодой перспективный профессиональный (впервые) режиссёр, заявивший себя зрелым, творчески состоявшимся художником. Н. Р. Эшба точно знает, что она хочет видеть в любимом театре. Она полна новых замыслов и идей. Но её творческая эстетика не воспринимается старой гвардией артистов. Они срывают спектакли, устраивают конфликты на пустом месте, сжигают декорации…

В первые годы работы в Абхазском драматическом театре Н. Р. Эшба создала спектакли: «Голый король» по пьесе Е.Шварца (1961), «Современная трагедия» Р.Эбралидзе (1962), «Иван Абхазец» И.Чамагуа, «Песню нелегко сложить» Н.Тарба. М. И. Туманишвили писал о ней:

Нелли руководила театром по-мужски. Годы её руководства, на мой взгляд, один из лучших периодов этого театра. В театре возник коллектив единомышленников, который создал много интересных спектаклей и сценических образов.

— источник из программы Абхазского радио "Профессия-режиссёр", 1984 г.

Из-за разногласий в театре Н.Эшба вынуждена была покинуть Абхазский драмтеатр. В 1963-64 годах она прошла стажировку в знаменитом Ленинградском Большом драматическом театре у Г. А. Товстоногова, который тепло отзывался о ней:

Нелли Ражденовну Эшба я знаю много лет. То, что это профессиональный, творческий художник, для меня — несомненно. Своим очень профессиональным подходом к делу Нелли Ражденовна завоевала симпатии всего творческого коллектива. Очень подкупали, помимо режиссёрских, её человеческие качества. Поэтому память о ней в нашем театре осталась самая добрая.

В 1964 году её пригласили в Государственный русский театр им. А.Грибоедова в г. Тбилиси, где она проработала до 1968 года. За эти годы были осуществлены постановки спектаклей «Дачники» М.Горького (1965 г.), «Софья Ковалевская» Б.Тура (1966 г.), «Моя старшая сестра» А.Володина.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ