Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эшаппар, Диего Яковлевич

Эшаппар, Диего Яковлевич

Инженеры

28 декабря 1816 - 25 марта 1867

пароходофрегата «Камчатка», старший инженер-механик Балтийской броненосной эскадры, член Кораблестроительного технического комитета, постоянный член экзаменационной комиссии воспитанников Морского корпуса, член Технического комитета Главного инженерного управления по вопросу о подводном плавании, подполковник Корпуса инженер-механиков флота


Диего Яковлевич Эшаппар (Дюбрейль-Эшаппар, фр. Dubreuille-Echappare; 1816—1867) — офицер Российского императорского флота, кораблестроитель, первый русский инженер-механик, заведующий механической частью первого русского военного парового судна — пароходофрегата «Камчатка», старший инженер-механик Балтийской броненосной эскадры, член Кораблестроительного технического комитета, постоянный член экзаменационной комиссии воспитанников Морского корпуса, член Технического комитета Главного инженерного управления по вопросу о подводном плавании, подполковник Корпуса инженер-механиков флота.

Биография

Происхождение

Диего Яковлевич Эшаппар (Дюбрейль-Эшаппар) по происхождению француз, родился 16 декабря 1816 года в Терра-Альта (Испания), где проходил службу его отец военный моряк Жак Дюбрейль-Эшаппар, который затем служил на Филиппинах военным атташе, а затем губернатором Манилы; о его содействии тепло упоминает французский мореплаватель адмирал Бугенвиль-младший, встречавшийся с Эшаппаром во время своего кругосветного плавания 1824—1826 гг.. На Филиппинах отец Диего, после смерти жены, вступил в повторный брак с тагалкой, девушкой из местного племени. Мачеха мало внимания уделяла пасынкам. Во время кругосветного плавания в 1826—1828 годах, Филиппины посетил знаменитый русский мореплаватель Фёдор Литке. По просьбе престарелого Жака Дюбрейль-Эшаппара, который не мог дать достойного образования своим сыновьям Диего и Педро, Литке взял мальчиков юнгами на свой корабль и привёз в Санкт-Петербург. Братья были определены в Пажеский корпус. Младший брат Диего — Педро (встречается как Диеро), после окончания пажеского корпуса служил в армии, дослужился до поручика, в 1841 году, будучи командиром 10-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка, погиб в боях в районе укрепления Святого Духа, на мысе Адлер. Поэт К. П. Белевич, сослуживец Педро Эшаппара по Тенгинскому полку, посвятил геройской смерти офицера стихотворение «Смерть поручика Ишапара».

Служба в Корпусе корабельных инженеров

29 августа (10 сентября) 1830 года Диего поступил учеником в кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (до 1827 года — Училище корабельной архитектуры). 19 июня (1 июля) 1840 года был произведён в прапорщики, с назначением в Корпус корабельных инженеров по управлению паровыми механизмами и с откомандированием на адмиралтейские Ижорские заводы для практических занятий.

Внешние изображения
Пароходофрегат «Камчатка». Художник Боголюбов А. П. 1848. Холст, масло.

4 (16) апреля 1842 года назначен на 12-пушечный пароходофрегат «Камчатка», для управления паровой машиной. Пароходофрегат был заказан Россией в Америке, в 1841 году он прибыл в Кронштадт. Все механики и машинная прислуга, состоявшие из американцев, возвратились на родину. Заведование механической частью этого первого русского военного парового судна было поручено Д. Эшаппару. В 1842—1844 годах на пароходофрегате ходил с членами императорской семьи из Кронштадта по прусским и датским портам, а потом плавал в Немецком море. 6 (18) декабря 1844 года Эшаппар за отличие был произведён в подпоручики. В 1845—1846 годах на том же пароходофрегате ходил из Кронштадта в Свинемюнде, потом перешёл в Геную, откуда с императором Николаем I и императрицей Александрой Фёдоровной в Палермо, а оттуда в Неаполь и Ливорно, затем возвратился в Кронштадт.

В 1847 году был командирован в Англию для изучения механизма и способа постройки железных пароходов и других судов. Во время этой командировки сопровождал великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича при осмотре английских и шотландских заводов, а также наблюдал за постройкой в Англии императорской яхты «Петергоф». 23 апреля (5 мая) 1850 года за отличие был произведён в поручики. По возвращении в Россию ему поручено было в 1853 году принять от частных заводчиков и установить паровые механизмы на парусные линейные корабли «Гангут» и «Воля», которые были переделаны в парусно-винтовые корабли кораблестроителем П. И. Мордвиновым.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ