Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эфрос, Николай Ефимович

Эфрос, Николай Ефимович

Музыка

русский театральный критик, журналист, редактор, сценарист, драматург, кинокритик, переводчик, историк театра


Николай Ефимович Эфрос (1867, Москва — 6 октября 1923, Москва) — русский театральный критик, журналист, редактор, сценарист, драматург, кинокритик, переводчик, историк театра. Историограф Московского художественного театра.

Биография

Эфрос происходил из состоятельной еврейской семьи московских купцов. Он учился в гимназических классах Лазаревского института восточных языков, после чего поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1889 году.

Газетно-журнальная деятельность

Приблизительно с 1891 года Эфрос становится постоянным сотрудником сначала провинциальной, а затем и московской печати. Его профиль — театральные рецензии драматических спектаклей, их публикует московская газета «Новости дня». Основательные разборы Эфросом театральных постановок московских театров в 1890-е годы помещают у себя такие специализированные издания, как «Артист», «Театрал», «Театр и искусство», в 1910-е «Рампа и жизнь».

В 1896 году Николай Ефимович становится фактическим редактором газеты «Новости дня», которую возглавляет на протяжении восьми лет. Покинув «Новости дня», Эфрос сотрудничает в газетах «Век», «Путь», где помещает публицистические статьи, литературно-критические материалы и разбор театральных постановок. С 1907 года он ведущий критик крупнейшей из либеральных московских газет — «Русские ведомости». Журналист возглавляет московский отдел этой газеты с октября 1911 года вплоть до прекращения «Русских ведомостей» в 1918 году. Помимо названных изданий Эфрос сотрудничал в качестве московского корреспондента петербургской газеты «Речь», газет «Одесские новости» и «Киевская мысль». Его публикации появлялись также в московском журнале «Русская мысль», петербургских изданиях «Современный мир», «Новый журнал для всех», «Ежегодник императорских театров» и «Russian review». В 1919 году он возглавлял газету «Кооперация».

В 1921 — 1922 году, будучи уже признанным корифеем театрального дела, Николай Ефимович Эфрос редактировал еженедельное «Театральное обозрение», журналы «Культура театра», 10 выпусков (1922 год), в этом же году принимал участие в журнале «Жизнь», издававшегося товариществом «Литэмуза».

Театральный рецензент и историк театра

Вера Пашенная в роли Софьи и Александр Южин в роли Фамусова, «Горе от ума», Московский Малый театр, 1915

С юных лет сфера интересов Николая Эфроса была обращена к драматургии и театральному делу. Его перу принадлежат сотни рецензий, обзоров театральных сезонов, театроведческих работ, энциклопедических статей, монографий, посвящённых отдельным театральным деятелям и театральным спектаклям, научные исследования истории театра. Будучи разносторонне направленным журналистом, писавшим на темы московской общественной жизни и литературы, занимаясь литературным переводом, основное внимание Эфрос всё же уделял театру. Переход от популярной рецензии к научно-критическому анализу спектакля в творчестве Эфроса совершился не сразу.

Первая крупная работа критика была посвящена М. Н. Ермоловой (1896 год), переизданная к пятидесятилетию актрисы в 1920 году. В этом же году он рецензирует постановку «Отелло» Уильяма Шекспира в «Обществе любителей искусства и литературы», рассказывает читателям о замысле К.С.Станиславского основать новый демократический («общедоступный») театр и о наставничестве Вл. И. Немировича-Данченко в Музыкально-драматическом училище при Московском Филармоническом обществе.

Эфрос и Чехов

Всё это способствовало тому, что Николай Эфрос становится горячим приверженцем и сторонником вновь организуемого Московского Художественного театра. С момента его основания в 1898 году критик берёт под свою защиту новаторское искусство нового театра и его олицетворение — чеховскую драматургию. В понимании её эстетической ценности и заслуг МХТ в деле её популяризации Эфрос резко разошёлся с ведущим петербургским театральным критиком и руководителем журнала «Театр и искусство» А. Р. Кугелем. По его мнению, чеховские пьесы «Иванов», «Чайка» и «Дядя Ваня» представляют из себя своеобразную трилогию с «единством основного мотива, колорита и настроения». Критик готов отдать за «четыре коротеньких актика» «Дяди Вани» «целую хеопсову пирамиду, сложенную из аккуратно, по всем правилам сработанных драм Шпажинских, Невежиных…» В то же время Эфрос ценил в Чехове приверженность традициям реализма, Чехов «далёк от ухищрений декадентов и символистов»… он «умеет выбирать детали … группировать их так, что они дают требуемое душевное состояние». («Из Москвы», «Театр и искусство», 1899, № 44, 31 октября, стр. 777—778). Вл. И. Немирович-Данченко в письме к Чехову 28 ноября 1899 г. назвал эту статью Эфроса «хорошей».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ