Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эрве, Флоримон

Эрве, Флоримон

Музыка

30 июня 1825 - 04 ноября 1892

французский композитор и органист, основатель музыкального театра, автор оперетт, среди которых наиболее известна «Мадемуазель Нитуш»


Флоримон Эрве (фр. Herv, наст. имя Луи-Огюст-Флоримон Ронже, фр. Louis-Auguste-Florimond Ronger), 30 июня 1825 — 4 ноября 1892) — французский композитор и органист, основатель музыкального театра, автор оперетт, среди которых наиболее известна «Мадемуазель Нитуш». Наряду с Жаком Оффенбахом является основоположником французской оперетты.

Биография

Флоримон Эрве родился в городе Уден близ Арраса. В детстве пел в церковном хоре. Прекрасный голос (тенор) Эрве сохранил на всю жизнь. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории у Даниэля Обера.

Работал органистом и хормейстером в церкви при психиатрической больнице в Бисетре, близ Парижа. Занимался музыкотерапией на занятиях и репетициях с пациентами клиники. Одновременно тайно делает карьеру в музыкальном театре: сначала как актёр и певец (лирический тенор), затем как композитор, драматург и режиссёр. Эта ситуация, позднее была изображена либреттистами в его самой популярной оперетте, «Мадемуазель Нитуш».

В 1845 году выигрывает конкурс на место органиста парижской церкви Сен-Эсташ. Когда его сочинения стали иметь успех он полностью посвятил свою жизнь музыкальному театру.

В 1848 году под псевдонимом «Эрве» пишет одноактный музыкальный бурлеск «Дон Кихот и Санчо Панса», который невзирая на все революционные потрясения этого года имел большой успех у публики. Иногда этот спектакль даже рассматривают как первую французскую оперетту.

В 1851 году Эрве становится дирижёром и руководителем оркестра в театре Пале-Рояль. Вскоре он открывает свой собственный театр, который оказал большое влияние на формирование жанра оперетты и его дальнейшее развитие.

В 1870 году он отправился в Лондон и давал свои произведения на английском языке, сам выступая в них с успехом.

В последние годы свой жизни Эрве страдал от душевной болезни и умер в Париже 4 ноября 1892 года, на двенадцать лет пережив Оффенбаха.

Театр Эрве

В 1855 году, сделавшись директором кафешантана «Folie-Mayer» на бульваре дю Тампль в Париже, Эрве преобразовал его в собственный театр под названием «Фоли Консертан» (фр. Folies concertantes), для которого стал писать и ставить новые оперетты. Спустя месяц театр был переименован в «Фоли-Нувель» (фр. Folies-Nouvelles). Французское слово «фоли» — безумство, сумасбродство — становится ярлыком, опознавательным знаком и визитной карточкой Эрве, который в те годы стал в моде и славе.

Вскоре Эрве отказался от своей авторской монополии в этом театре. Здесь дебютировал Лео Делиб, будущий автор популярных опер и балетов, а также Жак Оффенбах, ещё до открытия своего театра Театр Буфф-Паризьен. В «Фоли-Нувель» было исполнено одно из первых произведений Жака Оффенбаха: «Ой-ай-яй, или Царица островов», с подзаголовком «музыкальная антропофагия», в которой Эрве сам сыграл главную роль контрабасиста Ракле-а-Мора. Эта буффонада имела много сходства с произведениями Эрве: те же нелепости, апология абсурда и смех ради смеха.

После открытия Оффенбахом собственного театра, конкуренция с ним вскоре переросла в личную вражду, и примирение наступило лишь в 1878 году, когда Эрве спел партию в оффенбаховской оперетте «Орфей в аду».

В 1860-х годах театр «Фоли-Нувель» было переименован в «Фоли-Драматик». В этом театре были исполнены в частности:

  • «Простреленный глаз» — пародия на оперу «Вильгельм Телль» Д. Россини,
  • «Маленький Фауст» — пародия на оперу «Фауст» Ш. Гуно.

Были также пародии на «рыцарские» оперы Д. Мейербера. В этих опереттах с успехом выступала Бланш д’Антиньи. В них высмеивалась рутинность оперных форм, статичность, самодовлеющая виртуозность вокальных партий, а классические герои разговаривали на языке и жаргоне парижских бульваров. «Маленький Фауст», пародия на «Фауста» Гуно, в России ставилась также под названием «Фауст наизнанку» и была воспринята, прежде всего, как высмеивание самого Гёте.

Более значительные произведения Эрве написал после успеха оперетт Оффенбаха. В 1883 году, на шестом десятке лет, Эрве создал самую знаменитую в его творчестве оперетту — «Мадемуазель Нитуш». В отличие от других его произведений, эта оперетта наполнена искренним лиризмом и является музыкально и драматургически зрелым произведением. Главная роль в этой оперетте предназначалась для известной актрисы Анны Жюдик, которая обеспечила этому произведению большой успех.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ