Ханс Эмменеггер (нем. Hans Emmenegger; 19 августа 1886, Кюснахт-ам-Риги — 21 сентября 1940, Люцерн) — швейцарский художник и график.
Биография
Ханс Эмменеггер родился в 1886 году в городе Кюснахт-ам-Риги (кантон Швиц). Его отец был одним из совладельцев стекольного завода.
С 1883 по 1884 год Эмменеггер обучался в университете прикладных наук Люцерна. Затем он продолжил обучение в Париже: посещал Академию Жюлиана и студии Гюстава Буланже, Жюля-Жозефа Лефевра и Жана-Леона Жерома. Там он познакомился с Куно Амье и Джованни Джакометти, которые станут его друзьями на всю жизнь.
В 1895—96 годах учился в Мюнхене, вначале у Карла Раупа, затем у Альберта Вельти и Бернхарда Буттерзака.
В последующие годы Эмменеггер много путешествовал, посетив, в числе прочего, Италию и Северную Африку.
В 1893 году умирает отец художника и оставляет ему дом в Эммене, где тот будет жить до самой смерти в 1940 году.
Помимо живописи, у Эмменеггера были и другие серьёзные увлечения. Он коллекционировал марки, фотографии, минералы и окаменелости; был известен как крупный коллекционер искусства и филателист.
Творчество
Ханс Эмменеггер писал в основном пейзажи и натюрморты. В его творчестве также присутствуют изображения животных и обнажённой натуры.
В 1890-е годы художник находился под влиянием Арнольда Бёклина. Он изображал пустынные, безлюдные места, проникнутые духом меланхолии.
В 1900-х годах художественным ориентиром Эмменеггера становится Фердинанд Ходлер. Успех к нему приходит в 1905 году, после персональных выставок в Винтертуре и Золотурне.
Начиная с 1910-х годов, пейзажи Эмменеггера эволюционируют в сторону абстракции. Постоянными мотивами становятся заснеженные ландшафты, проталины, голые деревья с опавшими листьями. В эти же годы Эмменеггер создаёт многочисленные натюрморты с цветами и фруктами в стилистике, близкой к творчеству Феликса Валлотона. Цвет в его произведениях играет второстепенную роль по отношению к форме, однако художник часто прибегает к эффектным контрастам света и тени.
В 1915 году Эмменеггер тяжело переживает смерть друга, художника Макса Бури. В это время он уничтожает большое количество собственных картин.
С 1915 года Эмменеггера увлекает проблема передачи движения средствами живописи. Он пристально изучает хронофотографии и разбивает, к примеру, полёт птицы на отдельные фазы, которые затем изображает на картинах. Неизвестно, был ли Эмменеггер знаком с творчеством итальянца Джакомо Баллы, также стремившегося запечатлеть в своих работах динамику движения.
В последние годы своей жизни художник нередко изображал тенистые уголки леса с отдельными ярко освещёнными стволами. Солнечный свет, падающий на кору, создаёт сильнейший контраст между тёмным фоном и причудливыми световыми пятнами.
Большая часть работ Эмменеггера находится в Музее искусств Люцерна. В 1988 и 2014 годах музей проводил выставки, посвящённые творчеству художника.