Хейно Янович Эллер (эст. Heino Eller; 1887 — 1970) — эстонский советский композитор, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1967). Один из основоположников современной композиторской школы Эстонии.
Биография
Родился 23 февраля (7 марта) 1887 года в Дерпте (ныне Тарту, Эстония).
В 1907 году окончил Тартуское реальное училище.
В детстве учился игре на скрипке и частным образом изучал теорию музыки. В 1907—1908 годах обучался по классу скрипки, в 1913—1915 и 1919—1920 — по классу композиции и теории музыки в Петроградской консерватории у В.П. Калафати. В 1908—1912 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
В 1910—1920 годах — скрипач в оркестрах драматических театров (в 1919—1920 — в оркестре Петроградского Большого драматического театра). Параллельно, с 1917 по 1920 год — преподаватель класса скрипки в музыкальной школе.
В 1920—1940 годах — преподаватель теории музыки и композиции и заведующий отделением теории композиции в Высшей школе музыки в Тарту, с 1940 и до самой смерти — в Таллинской консерватории (ныне Эстонская академия музыки и театра) (с 1940 — профессор).
В 1940 году — председатель организационного комитета, с 1944 по 1953 год — член правления Союза композиторов Эстонской ССР, последние годы — член правления Музыкального фонда Эстонской ССР.
Умер 16 июня 1970 года в Таллине. Похоронен на Лесном кладбище.
Семья
- Жена — Анна Кремер (1886—1942), пианистка (по национальности еврейка, погибла в немецком концентрационном лагере).
- Жена — Ellu Эллер (Meriva) (1908—1997)
- Брат — Александр Эллер (1891—1971), скульптор.
Звания и награды
- Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1945)
- Народный артист Эстонской ССР (1957)
- Народный артист СССР (1967)
- Две Государственные премии Эстонской ССР (1948, 1965)
- Два ордена Ленина (1965, 1970)
- Знак Почета (1961)
- Орден Трудового Красного Знамени (1956)
Творчество
Сочинения Эллера, по большей части инструментальные, сочетают в себе характеристические черты музыки начала XX века, классическую форму и элементы эстонской народной музыки. Стиль композитора приближается к импрессионизму.
Ранние работы композитора, отмеченные влиянием Э. Грига, К. Дебюсси и А. Скрябина, знаменуют собой начало нового периода в эстонской музыке. Эллер добавляет к доминировавшему в то время национальному романтизму импрессионистические звучания, которые заметны уже в симфонических поэмах «Рассвет» (1920) и «Ночные зовы» (1921), а чуть позднее — обращается к экспрессионистской манере письма (симфоническая поэма «Призраки», 1924).
Средний период творчества композитора отмечен утончённым лиризмом и в то же время появлением крупных эпико-драматических сочинений, таких как Первая симфония. В 1940-х — начале 1950-х годов Эллер начинает использовать в сочинениях мотивы эстонской народной музыки, характерный пример — Тринадцать пьес для фортепиано (1941).
Наконец, в поздний период, в поисках средств более глубокой выразительности, композитор успешно синтезирует черты различных стилей, в том числе и из собственных ранних работ.
Эллер — один из крупнейших представителей эстонской музыкальной культуры XX века, имеющий огромное значение не только как композитор, но и как педагог: среди его учеников — Э. Тубин, А. Пярт, В. Капп, А. Ойт и многие другие известные впоследствии эстонские композиторы.
Основные сочинения
Оркестровые произведения
- Симфония № 1 (1936)
- Симфония № 2 (1947)
- Симфония № 3 (1961)
- «Эпизод из революционного времени» (1917, 2 ред. 1969)
- «Сумерки» (Videvik; 1917)
- «Рассвет» (Koit; 1920)
- «Ночные зовы» (hded, 1921)
- «Призраки» (1924, вторая редакция 1932)
- «В тени и на солнце» (Varjus ja pikesepaistel, 1926)
- «Полёт орла» (Kotkalend, 1949)
- «Поющие поля» (Laulvad pllud, 1951)
- Симфоническое скерцо (1921)
- Симфоническая легенда (1923)
- Симфоническая бурлеска (1927)
- Nenia для струнного оркестра (1928)
- Элегия для арфы и струнных (1931)
- Концерт для скрипки с оркестром (1933; 2-я ред. 1964)
- Три сюиты (1914 — Белые ночи, 1939; 1944),
- Музыка для струнных (1942)
- Танцевальная сюита (1942)
- Интродукция и фугато (1942)
- Лирическая сюита (1945)
- Торжественная увертюра (1946)
- Увертюра для духового оркестра (1948)
- Пять пьес для струнного оркестра (1953)
- Фантазия для скрипки и малого оркестра (1964)
- Симфониетта для струнных (1967)
- Музыка для струнных (1967)
Камерные произведения
- Пять струнных квартетов (1925, 1930, 1945, 1953, 1959)
- Четыре миниатюры для квартета (1954)
- Две сонаты для скрипки и фортепиано (1922, 1946)
- «Сосны» (Mnnid, 1929)
- Баллада (1938)
- Восемь пьес для виолончели и фортепиано
Сочинения для фортепиано
- Два цикла вариаций (1912, 1939)
- Четыре сонаты (1920, 1937, 1944, 1957)
- Две сонатины (1946, 1950)
- Тринадцать пьес на эстонские мотивы (1941)
- Баллада (1955)
- Десять лирических пьес (1960)
- Двенадцать багателей (1963)
- Фортепианная музыка в народном ладе (1965)
- 29 прелюдий, 6 этюдов, 8 вальсов
Другие сочинения
- Две пьесы для скрипичного соло (1931 — «Фантазия», 1940 — «На просторе»)
- Три пьесы для флейты (1951)
- Около тридцати других сочинений для скрипки
- Пьесы для виолончели, гобоя, контрабаса и др. инструментов
- Хоры, романсы, обработки народных песен
- Более 100 других сочинений
Память
- В 1971 году имя композитора получила Высшая школа музыки в Тарту.
- В 1987 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Хейно Эллеру.
- В 1987 году во дворе Таллинского музыкального училища им. Г. Отса установлен памятник Хейно Эллера.
- В 1991 года проводится Международный конкурс скрипачей имени Хейно Эллера.
- В 1998 году Эстонским музеем театра и музыки учреждена музыкальная премия имени Хейно Эллера, являющаяся одной из высших наград в области музыки в Эстонии.
- В Эстонской академии музыки и театра открыт класс в честь Хейно Эллера, где находятся фортепиано и фотографии, принадлежавшие композитору.
- В 2013 году вышел музыкальный документальный фильм о композиторе «Хейно Эллер. Квинтэссенция».
Библиография
- Реммел Р., Хумал М. Хейно Эллер. Жизнь и творчество. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1988.