Элиаде, Мирча: биография
Критика
Начиная с 1970-х годов Элиаде подвергался критике за причастность к фашистской политической организации «Железная Гвардия», действовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами. Одни считали его главным идеологом движения гвардейцев, его вдохновителем. Другие полагали, что слухи о его ключевой роли в этом движении слишком преувеличены, и Элиаде был введён в заблуждение его учителем, Нае Ионеску. Сам Элиаде предпочитал не вспоминать о своем политическом прошлом, за исключением немногих случаев, например в переписке со своим лучшим учеником и самым близким человеком из его окружения в последние годы жизни — Йоаном Кулиану, профессором Школы богословия Чикагского университета, которого перед смертью назначил своим душеприказчиком. Кулиану, восхищавшийся Элиаде, изначально не хотел верить в серьезность связи учителя с фашистской организацией, однако постепенно он обнаружил многочисленные параллели между мифологией «Железной гвардии» и уже послевоенными произведениями Элиаде. Итальянский исследователь Фурио Джеси считал, что Элиаде сыграл более разрушительную роль в «культуре правых» (в частности в послевоенном итальянском терроризме), чем Юлиус Эвола. Энрике Филиппине писал, что Элиаде сдавал румынских евреев СС. Элиаде отрицал эти обвинения, заявляя что связь с Железной гвардией не оказала влияние на его работы и мышление, одновременно называя Кодряну «честным человеком, который сумел привести целое поколение в чувство; но допустившим лавину репрессий».
Во время жизни в США (1957—1986) Элиаде поддерживал отношения с некоторыми видными бывшими участниками «Железной гвардии». Вопрос этих связей был вновь поднят в 1991 году после убийства Кулиану, которое по версии ФБР могло быть совершено либо румынской политической полицией, либо бывшими легионерами. В 1973 году в связи с публикацией некоторых компрометирующих свидетельств сорвалась предстоящая поездка Элиаде в Израиль. Израильский учёный Гершо Шолем просил Элиаде опровергнуть информацию о тесной связи с антисемитской организацией, на что тот назвал «мифом» сообщения о своем вкладе в идеологию румынского фашизма и заявил о том, что якобы не написал ни одной статьи в поддержку этой организации (что являлось сознательной ложью).
Память
Кафедра истории религий в Чикагском университете носит его имя. 31 мая того же года в Сорбонне траурным собранием отмечается сороковой день после его смерти.
В 1987 году в Италии вышел сборник «Мирча Элиаде и Италия», где опубликованы исследования о нём и переписка с видными итальянскими, французскими и румынскими учёными. В том же году Центр Помпиду в честь 80-летия учёного провёл «Дни Мирчи Элиаде».
В Нью-Йорке вышла 16-томная «Энциклопедия религий», которую Элиаде успел полностью отредактировать, снабдить предисловием, датированным мартом 1986 года, и для которой написал ряд статей: «Алхимия: обзор»; «Андрогин»; «Центр Мира»; «Deus otiosus»; «Земля»; «Иерофания»; «Инициация»; «Металлы и металлургия»; «Ориентация»; «Сексуальность: обзор»; «Шаманизм: обзор»; «Йога».
В Бухаресте печатают, по рукописи, «Роман о близоруком подростке» и второй том «Воспоминаний».
В 1988 году в Париже на доме, где жил Элиаде (пл. Шарля Дюллена), установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь жил Мирча Элиаде, румынский писатель и философ, который родился в Бухаресте в 1907 году и умер в Чикаго в 1986».
В 1990 году Мирча Элиаде посмертно избран членом Румынской академии.
Награды
- 1980 — Лионский университет имени Жана Мулена выдвинул Элиаде на Нобелевскую премию, которую ему не дали из-за его политического прошлого.
- 1984 — Получил международную премию Данте Алигьери в Италии.
- 1984 — Элиаде награждён орденом Почётного легиона за книгу «История религиозных идей».
Экранизации
- «Мирча Элиаде и новое открытие сакрального» (Mircea Eliade et la redcouverte du Sacr, 1987) румынского режиссёра Павла Барба-Нягра
- «Ночи Бенгалии» (La Nuit Bengali, 1988)
- «Девица Кристина» (Domnioara Christina, 1992)
- В 2007 году Фрэнсис Форд Коппола снял фильм «Юность без юности» по одноимённой повести Элиаде
- «Девица Кристина» (Domnioara Christina, 2013)