Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эгика

Эгика

Другое

702 годах


Эгика — король вестготов, правил в 687 — 702 годах. Племянник по материнской линии короля Вамбы, свергнутого Эрвигом с престола.

Приход к власти

Чтобы привлечь Эгику на свою сторону, Эрвиг выдал за него свою дочь Киксилону. Уже заранее Эгика был назначен наследником престола, причём с него была взята клятва оберегать и направлять семью Эрвига. Эрвиг умер 15 ноября 687 года, и перед смертью он официально назначил Эгику своим преемником, взяв с него в дополнение к прежней клятве клятву оберегать своих подданных и относиться ко всем справедливо. Смысл этой клятвы не совсем понятен; может быть Эрвиг подразумевал продолжение своей политики сплочения знати вокруг короля. Мосарабская хроника отмечает, что Эгика получил высшую власть для защиты королевства готов. Связано ли это с внутренними волнениями, о которых свидетельствуют те репрессии, к которым прибег Эрвиг в конце своего царствования, или с внешними осложнениями, сказать трудно. Хроника Альфонсо III говорит о нападении на Испанию большого мусульманского флота в правление короля Вамбы. Нападение было отбито, но ясной стала новая опасность. Арабы к этому времени вытеснили византийцев из Северной Африки и подчинили её власти халифа. Их нападение на Европу становилось вопросом времени.

Через девять дней после смерти Эрвига Эгика был 24 ноября 687 года помазан на царство в Толедо митрополитом Юлианом Толедским. Обычно помазание происходило в ближайшее воскресенье, которое в этом году приходилось на 17 ноября. Задержка могла быть связана с переговорами, которые Эгика вёл с некоторыми чинами двора и церкви, в том числе с Юлианом. Если это так, то вполне возможно, что был достигнут какой-то компромисс между сторонниками покойного короля, включая Юлиана, и партией, придерживающейся политики короля Вамбы.

XV Толедский и III Севильский соборы. Преследование памяти покойного короля

Если Эрвиг надеялся установить с Эгикой, выступавшим в качестве представителя рода Вамбы, длительный мир, то он ошибался. Вскоре после вступления Эгики на трон 11 мая 688 года был созван XV Толедский собор. На соборе присутствовало 60 епископов из Испании и Септимании. Председательствовал собором Юлиан Толедский. Уже в своём послании собору Эгика противопоставил себя своему предшественнику. Воздав покойному королю все словесные почести, Эгика начал говорить о его незаконных репрессиях и произволе, а затем поставил перед собравшимися прелатами вопрос: какую из двух клятв, какие он дал Эрвигу, ему следует выполнять, ибо, по его словам, они противоречат друг другу. По-видимому, какая-то, может быть, весьма значительная часть имущества, конфискованного Эрвигом в ходе его репрессий, перешла непосредственно к королю и его семье, так что интересы детей и вдовы Эрвига противоречили «справедливости», как её понимал Эгика и его сторонники. И собор, как и предвидел Эгика, решил освободить его от клятвы защищать интересы вдовы и детей Эрвига ради осуществления справедливости ко всему народу. Но Эгика этим не ограничился. Он добился принятия собором специального постановления, согласно которому никто не мог насильно заставить вдовствующую королеву выйти замуж или совершить прелюбодеяние. Хотя внешне это выглядело как защита королевы и её чести, на деле это должно было лишить кого-либо надежды достичь трона путём брака или связи с вдовой бывшего короля.

Через три года, в 691 году был созван III Севильский собор. Хотя этот собор собрался и не в столице, но созван он был по прямому приказу короля и имел общегосударственное значение. Этот собор постановил, чтобы вдова короля уходила в монастырь сразу же после смерти супруга. Какие либо претензии вдовствующей королевы на политическую роль и попытки клана Эрвига вернуть себе в том или ином виде власть, таким образом, были заранее пресечены.

Ненависть Эгики к Эрвигу проявляется также в многочисленных отрицательных замечаниях по поводу бывшего короля, память которого Эгика пытался унизить в своих законах.

Мятеж в Толедо

Для Эгики, как и для всех вестготских королей, начиная, по крайней мере, с Хиндасвинта, важнейшим вопросом становятся отношения со знатью. Последняя укрепилась в процессе феодализации государства и могла противопоставить себя центральной власти. Эгика, с одной стороны, делал шаги ей навстречу, а с другой — стремился сурово подавить всяческие попытки заговоров и мятежей. На III Севильском соборе по настоянию короля было принято постановление, по которому возвращалась свобода тем церковным вольноотпущенникам, которые были освобождены без специальной грамоты и на этом основании новыми епископами снова обращались в рабство. Постановление явно было направлено против произвола епископов и на ограничение их личного обогащения. И это не могло не вызвать недовольства значительной части церковных верхов. К ним вполне могли присоединиться и сторонники покойного Эрвига, теперь вытесненные с первого плана.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ