Шушерин Яков Емельянович (1753, Москва — 8 августа 1813, там же) — русский актёр.
Биография
Сын бедного судейского чиновника, в молодости был писарем.
Театральная энциклопедия так описывает начало его артистической деятельности:
Попав впервые в 1772 на представление труппы М. Гроти, Ш. так увлёкся т-ром, что в том же году поступил к Гроти т. н. «официантом» — актёром на выходные роли, в обязанности к-рого входили также перестановка декораций, суфлирование, переписка ролей. Первые выступления не принесли молодому актёру успеха, но с годами, тщательно работая над мимикой, голосом и др., он добился больших успехов.
Большая биографическая энциклопедия пишет так:
Однажды Ш. попал на представление в тогдашний московский театр и воспылал страстью к сценическому искусству. Не довольствуясь ролью зрителя, Ш. захотел испробовать свои силы на сцене. Познакомившись с несколькими второстепенными актёрами, Ш. успел при их помощи добиться разрешения выступить в роли лакея. Затем Ш. совсем оставил службу в приказе и окончательно пристроился при театре: то переписывая роли, то заменяя суфлера, то играя роли лакеев. Вскоре ему представился удобный случай испытать свои силы. Воспользовавшись болезнью одного из товарищей, Ш. выпросил себе его роль, хорошо её выучил и посоветовался с опытными артистами
«Кругосвет» рассказывает несколько по-своему:
Неожиданно в труппе умер артист, работавший на выходах, и Шушерину предложили занять его место. Он расстался с прежним образом жизни и начал учиться мастерству у опытных артистов, работавших с ним рядом на сцене. Ему сопутствовал успех, за короткое время он овладел ремеслом и стал настоящим профессионалом.
С 1772 работал в труппе М. Гроти, к концу 70-х гг. Шушерин уже вырос до следующих амплуа: играл роли вторых, а иногда и первых любовников в комедиях и комических операх — Филимон («Мельник — колдун, обманщик и сват» Аблесимова, музыка Соколовского, 1779), Виктор (комическая опера «Анюта» Попова) и др.
Работа в театре дала возможность познакомиться с профессионалами в области сценического искусства, купцом Кукуевым, Померанцевым и Плавильщиковым, а с начала 80-х годов его советником и доброжелателем сделался известный ученик Дмитревского, умный и опытный Лапин.
С 1780 г. вместе с московской труппой стал играть в новом Петровском театре Майкла (Михайлы) Медокса, там он впервые выступил в амплуа трагика. Роли: Хорев — трагедия «Хорев», Трувор — трагедия «Синав и Трувор», Ростислав — «Семира» Сумарокова), Владисан — трагедия «Владисан», Росслав («Росслав»), Ярб («Дидона» Княжнина). К этому времени актёр полностью усвоил классицистское направление в исполнении трагедий. 20 января 1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая опера Аблесимова с народной музыкой в обработке Соколовского «Мельник колдун, обманщик и сват» — Шушерин играл роль Филимона.
В 1782 г. Шушерин и Плавильщиков были приглашены на Петербургскую придворную сцену, однако Шушерин не сумел договориться с Дмитревским по условиям и остался в Москве в частном Петровском театре Михаила Георгиевича (Майкла) Медокса. Через четыре года Дмитревский вновь пригласил Шушерина. И в марте 1786 Шушерин перешёл на службу на петербургскую императорскую сцену, продолжая амплуа трагика с жалованьем 700 рублей. Перед петербургской публикой он впервые появился в ролях графа Аппаиани в «Эмилии Галотти» и Ярба в «Дидоне» Княжнина. Успех был абсолютным, и петербургская жизнь стала налаживаться.
24 декабря 1787 г. за удачную игру в комедии «Расстроенная игра», написанной самой Императрицей, Шушерин удостоился внимания и похвалы самой государыни. В 1789 г. ему предназначалась главная роль в трагедии Княжнина «Вадим», а в начале 90-х гг. в пьесе Екатерины II «Начальное управление Олега».
К 1791 г. слава Шушерина возросла, и вместе с Плавильщиковым он потребовал прибавки. Но князь Юсупов, бывший в это время директором придворного театра, старался уменьшить расходы на театр, и поэтому отказал им. Те подали в отставку и решили переехать в Москву. Обиженный Шушерин гордо покинул Петербург, отправившись в свой родной город. Но устроиться в Москве в театр ему не удалось, и он возвратился на службу в Дирекцию Петербургских театров..