Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шумилов, Иван Иванович: биография

Старинная музыка

На переходном этапе своей карьеры Иван Шумилов обращается к взаимопроникновению музыкальных форм: не уйдя ещё полностью из джаза, музыкант использует новый опыт, делая переложения старинной музыки, включая их в джазовые номера. Это освежает выступления, способствует большей популярности его и без того успешного коллектива. Здесь уже явно проявляются его понимание музыки в сочинительских позициях.

Своё охлаждение к джазу Иван Шумилов видит в том, что эта форма (прежде всего, конечно, мейнстрим) утратила многие свои творческие черты, — замкнувшись на найденных лапидарных приёмах, она перестала генерировать и выражать в процессе своего исполнения живую творческую мысль. Музыкант говорит: «…Джаз — это очень хорошая музыка, но ограниченная. Старые джазмены много лет используют одни и те же схемы, в них нет жизни и неоткуда взять». К подобному мнению пришли и другие музыканты. Например, итальянский контрабасист, композитор Стефано Скодааниббио в одном интервью указывает на то, что джаз потерял для него притягательность из-за «чрезмерной назойливости цитат».

Однако большой джазовый опыт сослужил свою службу и в новом его качестве: И. Шумилов импровизирует, исполняя произведения, принадлежащие к другим видам и направлениям музыки, объединённым одним общим понятием — старинная; то есть он благодаря тому максимально приближается к живым её истокам. Он не последовал примеру музыкантов западной, а в дальнейшем и российской школы, стремившихся к буквальному, формально-реконструктивному исполнению старинной музыки. Чем академические музыканты, по его мнению, зачастую лишают её основного достоинства — живого, возникающего непосредственно в процессе исполнения образного языка.

Тридцать пять лет тому назад (1964) после бурной джазовой жизни я пришёл к Владимиру Федотову моему учителю, и он открыл для меня этот необъятный замечательный мир старинной музыки. Уже через семь месяцев я играл с ним в концертах с такими замечательными музыкантами как Алексей Любимов, Татьяна и Анатолий Гринденко, Олег Каган, Олег Худяков, Гидон Кремер и др. нас было мало тогда и все мы, музыканты Москвы и Ленинграда, были друзья, а не конкуренты и открывали для себя и слушателей много музыки, которую до нас никто не играл. Иван Шумилов

Тут не было бичующих «чуждое мировоззрение» лозунгов («От саксофона до финского ножа один шаг!», «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!»), но были свои сложности, выраженные отсутствием полноценного представления о том, что собою являл этот мир — мир живых звуков, в корне отличавшийся от предложенного идеологией в виде единственного «правильного» стандарта, разработанного «жрецами» соцреализма. Не было нот, способных стать достоверным связующим звеном на пути этого постижения; в конце концов, труднодоступны были инструменты, которые позволяли в полной мере аутентично исполнять эту музыку. Иван Иванович Шумилов и здесь стал пионером — он начинает исследовать в архивах соответствующие фонды, переписывать от руки с немалым трудом найденные ноты, множит их на примитивной копировальной технике — этот своеобразный самиздат сделает доступными партитуры для многих композиторов и музыкантов (очень многое из того и для последующих поколений станет ключом, открывающим двери в этот мир, только благодаря ему). Настоящая деятельность, помимо самостоятельного творчества, исполнения множества произведений — от эпохи раннего средневековья до барокко — станет делом его жизни.

Ансамбли. Фильмы. Лицедейство

В период с момента прихода в старинную музыку, вплоть до отъезда в Швецию (а как будет видно в дальнейшем — и там), Иван Иванович Шумилов участвовал во многих проектах, самых разных — и жанрово, и по масштабам. Он играл в разных ансамблях и сам создавал их, выступал с ними в Капелле и Филармонии, во дворцах и на улице, в театральных постановках и фильмах, поддерживал новоые начинания и становился их инициатором. Обретя уверенность в своих силах, он начал делиться постигнутым и открытым, создал свою школу, через которую прошли очень многие ныне известные музыканты, музыканты новых поколений пользуются найденными им и адаптированными к исполнению нотами — это отдельная, особая тема в его творческой жизни.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ