Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Штумпф, Карл

Штумпф, Карл

Психологи

21 апреля 1848 - 25 декабря 1936

немецкий психолог, философ-идеалист, музыкальный теоретик, ученик Ф


Фридрих Карл Штумпф (нем. Friedrich Carl Stumpf; 21 апреля 1848, Визентайд (Нижняя Франкония, Бавария) — 25 декабря 1936, Берлин) — немецкий психолог, философ-идеалист, музыкальный теоретик, ученик Ф. Брентано и Р. Г. Лотце, основатель (вместе с Ф. Брентано) европейского направления функциональной психологии, один из предвестников феноменологии и гештальтпсихологии.

Биография

Карл Штумпф обладал незаурядными музыкальными способностями: играл на шести инструментах, с 10-ти лет сочинял музыку.

В 1865—1867 гг. изучал эстетику и юриспруденцию в Вюрцбургском университете, где испытал влияние своего учителя Франца Брентано.

В Геттингенском университете (под влиянием другого своего учителя — Г. Лотце) изучал также физику и философию, а в 1869 г. защитил в этом университете докторскую диссертацию по философии: «Платон и теория блага».

В 1870—1873 гг. — приват-доцент Геттингенского университета.

С 1873 г. — профессор кафедры философии Вюрцбургского университета (по рекомендациям Брентано и Лотце).

В 1879-84 гг. — профессор университета в Праге.

В 1884-89 гг. — профессор университета в Галле.

В 1889-93 гг. — профессор университета в Мюнхене.

В 1894—1923 гг. — профессор Университета Фридриха-Вильгельма в Берлине, где явился одним из основателей и директором Института экспериментальной психологии.

В 1907—1908 гг. занимал должность ректора Берлинского университета.

Почётный доктор Берлинского университета (1910).

Научный вклад

Основное направление научной деятельности Карла Штумпфа — психологические проблемы восприятия звуковых тонов и связанные с этими проблемами вопросы теории музыки.

Штумпф рассматривал музыку как уникальный феномен культуры, и поэтому результатам опытов, проводимых натренированными в интроспективном анализе сознания психологами (школа В. Вундта), в качестве заслуживающих большего доверия он противопоставлял свидетельства экспертов-музыкантов.

Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является «сплавление» звуков: множественность звуков, которые образуют в сознании слушателей единое, цельное созвучие. При таком подходе диссонанс рассматривается в качестве «индивидуации» звуков из этого единства.

Штумпф внёс самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Но, в отличие от Гельмгольца, Штумпф выступал против «объективных методов» исследования, декларируя таким образом идею невозможности жесткого различения между физическими и психическими явлениями, что предполагало необходимость изучения в области психоакустики целостных психо-физических комплексов.

К. Штумпф заложил основы концепции «двух компонент высоты музыкального звука», согласно которой, с изменением одного физического параметра звука — частоты его колебаний — одновременно изменяются два психологических признака звука — его тембр и высота.

Карл Штумпф первым в истории психологии начал проводить эмпирические исследования в области музыкальных восприятий (Tonpsychologie, «Психология музыкальных восприятий», т. 1—2, 1883—90)

Согласно Штумпфу, тематическая область психологии (впервые названная им «феноменологией») подразделяется на три основные части:

  • «феномены» — содержание чувств или воображения;
  • «психические функции» — восприятие, воление, желание и т. п.;
  • «имманентные отношения» между психическими функциями и феноменами.

В свою очередь, психические функции, по Штумпфу, подразделяются не «интеллектуальные» (восприятие, разумение и суждение) и «эмоциональные» («эмотивные» или «аффективные»), представленные биполярными отношениями: «радость — печаль», «желание — отвержение», «стремление — избегание» и т. д.) Определённый эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями».

Согласно Штумпфу, психология есть пропедевтическая фундаментальная наука (Vorwissenschaft), задача которой — научное описание и эмпирическое исследование т. н. «первичных» и «вторичных» феноменов, а также «психических функций», вне зависимости от их причинных отношений. При этом, феномены не подлежат сведению к более элементарным элементам в силу присущих им структурных свойств. Окончательное построение психологии, по мысли Штумпфа, должно стать основой всех частных наук о природе и человеке.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ