Штольц, Роберт: биография
Р. Штольц и филателия
Роберт Штольц увлекался филателией с детства. Этому увлечению способствовали мечты о посещении далёких стран, где можно увидеть яркие краски природы и экзотических животных. Будучи ребёнком со слабым здоровьем, Роберт не играл со сверстниками, а с удовольствием разглядывал марки, вырезанные для него матерью из многочисленной корреспонденции отца.
Начало коллекции почтовых миниатюр юного Роберта помогли положить отец и, часто бывавший в их доме, Иоганн Брамс, который подарил шестилетнему Штольцу пачку конвертов с различными марками. Отец давал Роберту разъяснения и советы по коллекционированию марок и систематизации коллекции. С годами увлечение Штольца марками не прошло, хотя его коллекция погибла в годы аншлюса Австрии. Вернувшись в Вену, он решил вновь заняться филателией. Помогали в этом друзья и многие почитатели таланта композитора. Штольц писал:
Можно смело сказать, что я жил в двух мирах: музыки и филателии. Многие мечты юности нашли отражение в моих музыкальных произведениях. Я всегда находил время углубиться в коллекцию и отправиться на несколько часов в фантастическое путешествие по всему свету. |
Эмигрировав в 1938 году во Францию и Англию, а затем в США, Штольц не смог вывезти с собой не только ряд неоконченных произведений, но и свою филателистическую коллекцию. По возвращении после войны в Вену, композитор обнаружил исчезнувшими оставленные им произведения, рукописи Брамса и Бетховена, подаренные отцом, и марки. Но вскоре Штольц возобновил собирание марок, на этот раз решив ограничиться австрийскими марками, в чём ему помогали друзья и почитатели.
В 1970 году к 90-летнему юбилею композитора австрийская почта издала памятную марку, посвящённую самому известному произведению Штольца — оперетте «Два сердца в три четверти такта», впервые отметив не президента Австрии, а другого живущего человека — представителя искусства страны. В день издания, 11 сентября 1970 года, применялся специальный штемпель с портретом композитора. Двумя месяцами позже, когда Штольцу было присвоено звание Почётного гражданина Граца, применялся другой штемпель. На имя Р. Штольца пришли тысячи поздравлений от поклонников и друзей-филателистов. Всё это вдохновило композитора на создание «Филателистического вальса», посвящённого филателистам всего мира:
Эта трогательная демонстрация любви к моим произведениям побудила меня создать «Филателистический вальс», который я посвящаю моим коллегам по коллекционированию с выражением глубокой признательности. |
Создание «Филателистического вальса» было отмечено двумя австрийскими спецгашениями от 1 октября 1972 года и 26 мая 1973 года. Ноты вальса были помещены на почтовой марке Сан-Марино, посвящённой 100-летию со дня рождения композитора (Михель #1219; Скотт #994). Это произведение исполняют теперь на различных филателистических мероприятиях.
В 1972 году Роберт Штольц, по приглашению Айрин Лоуфорд (англ. Irene Lawford), президента международной филателистической ассоциации Philatelic Music Circle (PMC), стал её членом.
В мае 1975 года, на 95-летие автора «Филателистического вальса», австрийской почтой снова применялось спецгашение. За семь дней до своей смерти композитор писал:
Мой «Филателистический вальс» сейчас записан на магнитофонные плёнки, и я надеюсь, что вы получите удовольствие, слушая эту мелодию, и она поможет вам приобрести новых друзей в нашей общей страсти. |
В 1980 году в честь 100-летнего юбилея австрийская почта выпустила марку с портретом композитора.
Роберт Штольц запечатлён на множестве почтовых марках и специальных почтовых штемпелях. Помимо Австрии, почтовые марки с портретом композитора были выпущены в Западном Берлине, Сан-Марино, Парагвае, Уругвае, Венгрии и КНДР.
Премия Роберта Штольца
В 1979 году по предложению вдовы композитора Айнци Штольц PMC учредила ежегодную премию имени Роберта Штольца, которая присуждалась художнику за лучшую марку музыкальной тематики. Первое награждение состоялось в 1980-м, в год столетия композитора. Премия присуждалась до 1997 года.