Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Штибель, Теодор

Штибель, Теодор

Инженеры

28 февраля 1894 - 09 сентября 1960

Герман Фридрих Штибель - немецкий инженер, автор более 100 изобретений; бизнесмен, один из пионеров создания и продвижения электроводонагревательной техники


Теодор Герман Фридрих Штибель (Theodor Hermann Friedrich Stiebel; 28 февраля 1894 г., Брауншвейг - 9 сентября 1960 г., Хольцминдене) - немецкий инженер, автор более 100 изобретений; бизнесмен, один из пионеров создания и продвижения электроводонагревательной техники. Основатель фирмы «Доктор Теодор Штибель Верке ГмбХ & Ко. КГ» (Dr. Theodor Stiebel Werke GmbH & Co. KG). Участник Первой мировой войны, соавтор уникальных мемуаров о боях на Месопотамском ТВД.

Биография

Семья и школьное обучение

Теодор Штибель был единственным ребёнком в семье плотника Германа Фридриха Кристиана Штибеля (*30 ноября 1856 в Алуме, † в 1915 г. в Брауншвейге) и его жены Хермины Августы Штибель, урожденной Бекманн (* 8 июля 1868 в Бруклине, США).

Семейство отца проживало в Гросс-Денкте и Алуме (округ Вольфенбюттель) и занималось сельским хозяйством и ремеслом. В период экономического подъёма в герцогстве Брауншвейг его отец занимал пост окружного плотника и хорошо зарабатывал во время активного строительства. Семья отца владела ткацкой и швейной мастерской в Гандерсхайме. Затем семья переехала в США, но через 10 лет (незадолго до рождения Теодора) вернулась в Германию.

В 1897 г., когда Теодору Штибелю было три года, его родители переехали в собственноручно построенный дом на улице Каландштрассе, 6, в Брауншвейге. В 1908 году состоялась конфирмация Теодора Штибеля в церкви Санкт-Мартин в Брауншвейге. С 1900 по 1904 г. он посещал городскую бюргерскую школу, а затем - школу им. Гаусса, которую окончил с отличием весной 1913 г. В 1913 г. он начал учёбу в Техническом институте Брауншвейга по специальности «машиностроение».

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны, Теодору пришлось прервать учёбу. 5 октября 1914 г. он был призван на сборный пункт новобранцев 3-го Королевского Прусского железнодорожного полка (см. Железнодорожные войска) в Ханау. Подразделение было командировано сначала в Галицию, затем - переброшено в Радвилишкис в Литве. 22 января 1915 г. на «Восточном фронте» начался массированный германский натиск из Восточной Пруссии против Русской царской армии. В это время на родине умер его отец, Герман Штибель. 27 июля 1916 г. Теодор Штибель был произведён в лейтенанты. В конце 1916 г. он был направлен в крепостную железнодорожно-эксплуатационную роту N-о 1, которая участвовала в наступлении австро-германских войск против Румынии.

За короткое время австро-венгерские, немецкие и болгарские войска заняли большую часть Румынского Королевства. 6 декабря 1916 года Центральные державы взяли румынскую столицу Бухарест. Штибеля в январе 1917 года откомандировали в румынский город Плоешти, в ремонтный железнодорожный цех, на пост офицера инженерно-технического профиля.

Осенью 1917 г. Штибель был из Плоешти направлен в Сирию, на территорию Османской империи. С 30 октября 1917 г. он служил адъютантом в специальной железнодорожной роте N-о 6. Среди прочего, подразделение занималось строительством локомотивных депо и складов для Багдадской железной дороги (Bagdadbahn), а также прокладывало железную дорогу нормальной колеи по полевым линиям Анатолийской железной дороги (Chemins de Fer Ottomans d'Anatolie, CFOA): для использования немецких локомотивов на турецких железнодорожных путях.

Вплоть до конца войны Штибель преимущественно находился в полосе Багдадской железной дороги, обслуживая ж. д. узлы таких городов, как Адана, Алеппо, Аль-Муслимийя (Аl-Muslimiyya), Курт-Калак и Тал-ар-Рифат. После битвы у Мегиддо (1918) и Мудросского перемирия с Антанты с Турцией в октябре 1918 г., началось спонтанное отступление немецких войск из арабских пределов. Сначала Штибель двигался на грузовом транспорте, потом — багдадским поездом; берегов Мраморного моря поезд достиг 16 ноября 1918 г. Далее последовал переезд по Анатолийской железной дороге до вокзала Стамбул-Хайдар-паша, где его подразделение 21 ноября 1918 г. было интернировано войсками союзников.

16 января 1919 г. произошло размещение германских войск на построенном в 1910 г. пароходе «Лили Рикмерс». 1 марта 1919 г., после приема ровно 2600 немецких солдат, пароход отплыл из Константинополя и прибыл в порт Гамбурга 22 марта 1919 г. 30 апреля 1919 г. Штибель был уволен со службы в армии и в том же году опубликовал, в соавторстве с Георгом Фодермайером и Йозефом Поппером (оба - баварцы из Мюнхена) книгу мемуаров «Машинист немецкого локомотива во время Мировой войны». Книга, опубликованная издательством «Георг Кёниг» в Берлине, была посвящена немецкому персоналу, трудившемуся на локомотивах и в железнодорожных мастерских.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ