Семён Наумович Штейнберг (укр. Семен Наумович Штейнберґ; идиш ), (21 июня 1887, Одесса — 20 июля 1955, Черновцы) — украинский советский композитор и дирижёр, музыкальный руководитель Украинского Государственного Еврейского Театра (ГОСЕТ УССР).
Биография
Родился в Одессе, в еврейской семье скромного достатка. В 1904 году окончил музыкальные курсы Карла Лаглера по классу скрипки М. Хаита, и до 1916 года работал в театральных оркестрах. В 1919 году окончил Одесскую консерваторию по классу композиции. Ученик Витольда Малишевского.
С 1919 по 1924 работает в одесском Русском театре. Пишет музыку к спектаклям "Мария Тюдор" по Виктору Гюго, "Овечий источник" по Лопе де Вега, "Принцесса Турандот" по Карло Гольдони.
В 1924 году приглашён Эфраимом Лойтером и с 1925 года работает в должности музыкального руководителя в открывшемся тогда в Харькове Всеукраинском Еврейском Государственном Театре. Первая постановка театра,"Пурим-шпил" с музыкой Штейнберга, имела большой успех. Позже композитор пишет музыку к спектаклю "Ин брен" ("В огне") по Даниэлю, и к ряду постановок по произведениям Менделе Мойхер-Сфорима и Шолом-Алейхема.
В 1929 году становится музыкальным директором киевского ГОСЕТа. Автор музыки к спектаклям "Венецианский купец" по Шекспиру, "Слуга двух господ" по Гольдони, "Миреле Эфрос" по Гордину, и другим.
Во время Великой Отечественной Войны, после эвакуации театра в 1941 году, сначала в Джамбул, а затем в Коканд, помимо театральной пишет также концертную музыку, используя казахский, туркменский, узбекский фольклор. По возвращении на Украину месторасположение театра переносят в Черновцы. Штейнберг, продолжая работать в нём, создаёт музыкальное оформление к спектаклям "Блонденде штерн" (Блуждающие звёзды), "Йоселе", "Умшулдик шулдике" (Без вины виноватые).
После закрытия театра в 1949 году композитор преподавал в Черновицком музыкальном училище.
Пресса
Музыка композитора была популярна у публики, пресса также благоволила к нему. Сохранились выписки из газет 1920х-40х годов, запротоколированные Председателем Месткома ГОСЕТа Даниэлем Днепровым. Вот типичное короткое упоминание в одесской газете 1920х:
«Музыка Штейнберга, то зрительно весёлая, то полная драматургического нарастания - большой плюс спектакля».— О спектакле "Вне закона", Известия, Одесса, 1924 г.
Харьковские корреспонденты писали:
«Особо надо остановиться на музыке. Вся короткая четвёртая картина основана на музыке, поэтому сильна и выразительна. Увертюра и антракты сделаны остро. И недаром зрители апплодировали после музыкальных номеров - Штейнберг заслужил это».— О спектакле "В пламени", Коммунист, Харьков, 24 декабря 1925 г.
«Наконец о музыке Штейнберга. Он сумел, использовав тематику гражданской войны (от "яблочка" бундовской песни до Интернационала), написать очень интересную увертюру и антракты».— Нове мистецтво, Харьков, 1925 г.
Иногда отзывы приобретали несколько курьёзный оттенок:
«Нельзя же, в самом деле, выезжать в театре на одном дирижёре. С.Н.Штейнберг действительно талантливый музыкант, чья увертюра для пьесы - лучшее, больше того - единственное, что есть в спектакле. Но вскоре после неё становится трудно сидеть в театре».— Вести, Харьков, 1925 г.
В целом же, рецензии были выдержаны в умеренном тоне:
«Музыка Штейнберга своим мягким лирическим тоном, своей своевременной акцентировкой - солидное достижение спектакля. Она делает полнее характеристики действующих лиц».— О спектакле "Стемпеню", Дер Штерн, Киев, 11 апреля 1937 г.
«Музыка композитора С. Штейнберга динамична и в большинстве случаев органически сопутствует разворачивающимся на сцене коллизиям».— О спектакле "Семья Овадис", Красное Знамя, Днепропетровск, 9 июля 1938 г.
«Музыка композитора Штейнберга подчёркивает суровость и значительность происходящих событий».— О спектакле "Кол Нидре", Советская Украина, Киев, 26 апреля 1941 г.
«Композитор С.Н.Штейнберг пронизал весь спектакль доходчивой народной мелодией, сделав музыку неотъемлемой частью постановки».— О спектакле "Блуждающие звёзды", Красное знамя, Харьков, 18 июня 1948 г.
«Приятно звучит в спектакле музыка С.Штейнберга, удачно использовавшего еврейские и молдавские народные мелодии».— О спектакле "Изгоните бесов", Молдавская правда, Кишинёв, 17 октября 1948 г.
Сочинения
- 6 симфоний
- 4 свадебные сюиты
- Казахская сюита (1943)
- Киргизские эскизы (1945)
- Картины "Днепр" (1949) и "Молдавия" (1950)
- Концерт (1946)
- 6 квартетов
- Узбекские фрагменты (1944)
- Детская сюита (1946)
- Еврейские эскизы, сюита, соч. 11 (1920)
- 2 Узбекские сюиты
- Казахские эскизы (1944)
- Туркменские напевы (1944)
- Буковинская рапсодия (1951)
- 5 романсов, соч. 30 (1927)
- Ноктюрн и Колыбельная, соч. 74 (1943)
- Казахские фрагменты, сюита, соч.85 (1944)
- Col Nidrei, каприччио, соч. 98 (1945)
- Легенда-каприччио, соч. 115 (1950)
- Коломийка, фантазия на буковинскую тему, соч 119 (1951)
- Музыка к спектаклям (более 150)
Литература
- Советские композиторы - краткий биографический справочник, изд. Советский композитор, Москва, 1957, стр. 669
- Российская еврейская энциклопедия. том 3, изд. Эпос, Москва, 1997, стр. 426
- Моисей Лоев. Украденная муза, изд. Дух и литера, Киев, 2004