Шостакович, Дмитрий Дмитриевич: биография
В творчестве Д. Д. Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), П. И. Чайковского, Г. Малера и отчасти С. В. Рахманинова (в его симфониях), А. Берга (отчасти — наряду с М. П. Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.
Жанры
Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты — в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Десятая, среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый.
Специфика музыкального языка
Наиболее узнаваемая особенность музыкального языка Шостаковича — гармония. Хотя в основе его звуковысотной логики всегда лежала мажорно-минорная тональность, Шостакович-композитор последовательно, на протяжении всей жизни использовал особые звукоряды (модализмы), которые придавали расширенной тональности в его исполнении специфическую и неповторимую характерность. Российские исследователи (А.Н Должанский, Ю. Н. Холопов и др.) описывали эту звуковысотную характерность обобщённо как «лады Шостаковича».
Тёмный, мрачно сгущённый колорит музыки Шостаковича, написанной в миноре (иногда подобная разновидность минора описывается как «суперминор»), с точки зрения техники композиции реализуется, прежде всего, в 4-ступенных звукорядах в объёме уменьшённой кварты («гемикварты»), которая символически содержится в самой монограмме Шостаковича DSCH (es1-h в d1-es1-c1-h). На основе 4-ступенной гемикварты композитор выстраивает 8- и 9-ступенные лады в диапазоне уменьшённой октавы («гемиоктавы»). Какого-либо одной, особенно предпочтительной, разновидности гемиоктавного лада в музыке Шостаковича не выделяется, поскольку автор от сочинения к сочинению изобретательно комбинирует гемикварту с разными диатоническими и миксодиатоническими звукорядами. Общее для всех разновидностей «ладов Шостаковича» — безошибочная идентификация слухом уменьшённых кварты и октавы в контексте минора. Примеры гемиоктавных ладов (разной структуры): Прелюдия для фортепиано cis-moll, II часть Девятой симфонии, тема пассакалии из «Катерины Измайловой» (антракт к 5-й картине) и мн. др.
Основные произведения
- 15 симфоний
- Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером), «Оранго» (опера не была закончена, существует только Пролог), «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
- 15 струнных квартетов
- Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», соч. 87 (1950—1951)
- Праздничная увертюра к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов (1954)
- Фортепианный квинтет
- Оратория «Песнь о лесах»
- Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь Степана Разина»
- Антиформалистический раёк
- Концерты и сонаты для различных инструментов
- Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
- Оперетта «Москва, Черёмушки»
- Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Падение Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971).
Награды, почётные звания и премии
- Герой Социалистического Труда (24.09.1966)
- Три ордена Ленина (28.12.1946; 24.09.1956; 24.09.1966)
- Орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
- Орден Трудового Красного Знамени (23.05.1940)
- Орден Дружбы народов (1972)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
- Народный артист РСФСР (1947)
- Народный артист СССР (1954)
- Народный артист БАССР (1964)
- Сталинская премия 1 степени (1941) — за фортепианный квинтет
- Сталинская премия 1 степени (1942) — за 7-ю («Ленинградскую») симфонию
- Сталинская премия 2 степени (1946) — за трио
- Сталинская премия 1 степени (1950) — за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
- Сталинская премия 2 степени (1952) — за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
- Ленинская премия (1958) — за 11-ю симфонию «1905 год»
- Государственная премия СССР (1968) — за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) — за 14-й струнный квартет и хоровой цикл «Верность»
- Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 — посмертно) — за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
- Международная премия Мира (1954)
- Премия им. Я. Сибелиуса (1958)
- Премия Леони Соннинг (1973)
- Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
- Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
- Медали
- Почётный диплом на I-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
- Приз I-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).