Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шишмарёв, Михаил Михайлович: биография

В университете на самом современном уровне преподавались аэродинамика и основы воздухоплавания и проектирования летательных аппаратов. В эти годы здесь учились или стажировались при университетском техническом институте Монтефиори такие, получившие позднее мировую известность авиаконструкторы, как Анри Коанда, Джанни Капрони, Георгий Ботезат, Дмитрий Григорович. Знакомство с последним из них, как оказалось, имело для Михаила Михайловича особое значение.

В 1913 году из России пришло известие, что в честь 300-летия Российского императорского трона Манифестом Императора Николая II от 21 февраля 1913 г. объявлена амнистия. Для М. М. Шишмарёва с женой это означало, что им прощён побег из-под стражи но три года ссылки надо отбыть. На этих условиях, имея уже троих детей (два сына родились в эмиграции) они решили вернуться на родину. Михаилу Михаловичу удалось добиться разрешения отбыть ссылку в Оренбурге, где с 1911 года после собственной ссылки обосновался его дядя С. А. Никонов.

Конструкторская деятельность до революции и в первые годы советской власти

Коллектив авиазавода Гамаюн во главе с Д. П. Григоровичем (в центре). М. М. Шишмарёв — стоит первым слева в третьем ряду. 1917 г. Торпедоносец ГАСН М. М. Шишмарёва и Д. П. Григоровича. Петербург, 1917 г.

В начале 1916 года М. М. Шишмарёв получил разрешение перебраться в Петроград. Благодаря знакомству с Д. П. Григоровичем он занял должность заведующего конструкторским бюро на авиазаводе С. С. Щетинина, где Дмитрий Павлович был техническим директором.

Почти сразу М. М. Шишмарёв начал работу над первым в мире морским торпедоносцем ГАСН. В этом проекте Д. П. Григоровичу принадлежал только набросок общего вида машины. Всю основную конструкторскую работу проделал Михаил Шишмарёв. Первый испытательный полёт 24 августа 1917 г. был выполнен морским летчиком, штабс-капитаном А. Е. Грузиновым. Самолёт показал себя очень хорошо. Несколько выявленных недостатков были легко устранены. Во время второго полёта совершенно случайно был поврежден поплавок. Пока ремонтировали, большевики успели взять Зимний дворец и арестовать правительство. Испытания были остановлены.

М. М. Шишмарёв в кабине торпедоносца ГАСН. Петербург, 1917 г.

Дальнейшая судьба перспективного самолёта оказалась печальной. Уже вскоре после Гражданской войны, 8 марта 1921 г. в Главкоавиа решили возобновить работы над ГАСН. На заводе «Красный Летчик» его переделали под двигатели «Роллс-Ройс» в 350 л. с. Осенью, временно установив двигатели «Рено», машину доставили на Крестовский аэродром. В ноябре летчик Л. И. Гикса с механиком Озолиным начали испытания. Вырулив за остров Вольный в Финский залив, Л. И. Гикса легко взлетел. Через несколько минут устойчивого полёта правый мотор вдруг сбросил обороты и встал. Л. И. Гикса посадил машину в трёх километрах от Лахты и пытался рулить, но на одном моторе гидроплан не слушал рулей. Ночью Финский залив замёрз и по тонкому льду пилоты перебрались на берег. Организованная спустя несколько часов экспедиция обнаружила самолет плотно вмерзшим в лед. Его частично разобрали и на этом все закончилось. Расследование показало, что по ошибке подвыпившего кладовщика, в двигатель вместо масла был залит сиккатив. Л. И. Гикса, на которого пало подозрение в умышленном вредительстве, был реабилитирован, но и кладовщик наказания не понёс. Годы спустя Л. И. Гикса вспоминал:

Особо остается непонятным мне до настоящего времени «уничтожение» гидросамолёта ГАСН Шишмарёва-Григоровича. Слова бывшего Главного инженера завода Ев. Ник. Сивальнего (прим.: Сивальнева) - так приказано - очень долго звучали в моей памяти... Замёрзшему целому гидросамолёту (только один поплавок имел небольшую прорезь боковой стенки фанеры) поперечной пилой были отрезаны лонжероны крыльев и стойки моторных рам. Больше половины гидросамолёта было оставлено на льду Финского залива в трёх километрах от ж/д станции Лахта... Этот случай не только преступного отношения к гидросамолёту, но и к нам, экипажу, брошенному на заливе, на всю жизнь остался в моей памяти.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ