Швейцер, Альберт: биография
По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни".
Швейцер-гуманист
Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни.
Сочинения
- «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
- «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
- «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
- «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),
- «И. С. Бах — музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание — J.S.Bach, musicien- pote, на французском языке в 1905; второе расширенное издание — Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
- «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание — Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание — Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
- «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
- «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)
- «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
- «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
- «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
- «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
- «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
- «Письма из Ламбарене» (1925—1927),
- «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und franzsische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
- «Отношение белых к цветным расам» (1928),
- «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
- «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
- «Религия в современной культуре» (1934),
- «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
- «О положении нашей культуры» (1947),
- «Гёте. Четыре речи» (1950),
- «Философия и движение в защиту животных» (1950),
- «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
- «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),
- «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954—1955),
- «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
- «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
- «Воспитатель человечества Толстой» (1960),
- «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
- Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.
Швейцер о себе самом
- Я родился в период духовного упадка человечества.
- Из моего детства и юности (фрагмент)