Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шарлемань, Адольф Иосифович

Шарлемань, Адольф Иосифович

Другое

08 декабря 1826 - 31 января 1901

батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт


Адольф Иосифович Шарлемань (Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань;8 декабря 1826, Санкт-Петербург, Российская империя —31 января 1901, Санкт-Петербург, Российская империя) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой атласной колоды). Автор формы придворных арапов.

Биография и творчество

Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств И. И. Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), француза из Руана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II.

Получил общее образование в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра и из него в 1848 году поступил в академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а потом батальной в классе Б. П. Виллевальде. В бытность свою учеником академии получил:

  • в 1852 году — малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе»,
  • в 1853 году — большую такую же медаль за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем»,
  • в 1854 году — малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.»,
  • в 1855 году — большую золотую медаль за написанную также по программе картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец).

Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Е. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание академика.

Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге.

В 1867 г. появилась наиболее примечательная из картин Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала.

Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом.

С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II, а в 1873 году получил титул художника Его Императорского Величества.

Похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. Могила не сохранилась.

Жена: Елизавета Ивановна, дочь академика исторической живописи и владельца фотомастерской на Невском проспекте И. А. Гоха.

Живопись

Картины Шарлеманя, писанные масляными красками:

  • «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль академии, 1853);
  • «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
  • «Суворов на Сен-Готарде» (большая золотая медаль, 1855);
  • «Торжественный прием Суворова в Милане»;
  • «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (принесла звание академика в 1859 году);
  • «Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
  • «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
  • «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ