Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шабельников, Виталий Константинович

Шабельников, Виталий Константинович

Психологи

День рождения 13 ноября 1947

российский и казахстанский психолог, специалист в области общей, педагогической, политической и этнической психологии


Шабельников Виталий Константинович (13 ноября 1947) — российский и казахстанский психолог, специалист в области общей, педагогической, политической и этнической психологии. Доктор психологических наук (1989), профессор (1991). Ученик П. Я. Гальперина. Автор психологической теории функциональных систем]]. Председатель Казахского республиканского отделения Общества психологов СССР (1985—1987), член Центрального совета Общества психологов СССР (1985—1991). Консультант Президента Республики Казахстан (1994—1996).

Биография

Родился в 1947 году в г. Алма-Ате.\

Учился в театральном училище им. Б. В. Щукина (1966-68), работал режиссёром. Окончил Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (1969—1974) и аспирантуру МГУ (1977). Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование и психологические механизмы симультанной категоризации» (МГУ, 1978).

В 1978—1996 г. работал Алма-Ате. С 1985 г. заведовал кафедрами психологии, участвовал в организации новых кафедр и отделений психологии в вузах Алма-Аты.

В 1985 был избран председателем Казахского республиканского отделения Общества психологов СССР и членом Центрального Совета Общества психологов СССР, где работал до распада СССР в 1991 г.

В 1987-88 гг. работал на факультете психологии МГУ над завершением докторской диссертации, параллельно сотрудничал с биофизиками и геофизиками России по проблемам организации биосферы. Защитил в МГУ докторскую диссертацию «Психологические механизмы генезиса функциональной структуры действия в условиях планомерного формирования» (1989).

В 1990—1993 гг. — был научным руководителем эксперимента по реформе системы воспитания заключенных в колониях Казахстана. Разработал концепцию перевоспитания осужденных, которая была утверждена постановлением Верховного Совета СССР от 02.07.1991 «О проведении эксперимента по применению новых форм исправления и адаптации осужденных» и одобрена решениями международной конференции «Реформа уголовно-исполнительной системы в Казахстане» (1993), с участием ученых США, Голландии, России, Казахстана.

В 1992—1993 гг. руководил экспертным советом по психологии ВАК Казахстана, организовал и возглавил первый в Казахстане совет по защите диссертаций по психологии (1993—1996).

В 1993-96 гг. — был членом комитета по присуждению Государственных премий Казахстана за достижения в области науки и искусства.

В 1994-96 г. по приглашению президента Казахстана Н. А. Назарбаева работал в Аппарате президента Казахстана в должности консультанта президента.

В 1995 избран действительным членом Академии социальных наук Республики Казахстан.

В 1993-96 гг. был экспертом фонда Сороса по образовательным программам.

С 1996 г. работает в Москве в Российской академии образования (РАО), вначале заведующим лабораторией политической психологии Института развития личности, а в 1998—2006 гг. — заведующим лабораторией психологических проблем воспитания Гос. НИИ семьи и воспитания.

С 1998 г. заведует кафедрой социальной и педагогической психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

В 2003—2007 гг. провел международные научные конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (2003 и 2005) и «Психологические проблемы современной семьи» (2007).

Член советов по защите докторских диссертаций по психологии: в РГГУ, в МГУ им. М. В. Ломоносова и в Московском государственном педагогическом университете (МПГУ).

Женат более 40 лет (супруга - театральный режиссёр), 3 детей (сын пошел по стопам отца, дочери далеки от психологии), внуки...

Научные идеи

В 1971-77 гг. исследовал психологические механизмы концентрации больших объемов информации, необходимой для быстрой категоризации объектов и ситуаций, изучал структуру актов мгновенного понимания, а также типы учебной мотивации у детей. Раскрыл психологическую структуру мыслительных действий, обеспечивающих одномоментное понимание сложных объектов и ситуаций. Выяснил, что умственное действие разворачивается как многоуровневая пирамидальная структура петлевых процессов, а результат действия выступает исходным началом становления структуры действия, направляющим на себя систему анализируемой информации. На основе этих данных в 1978-86 гг. критически пересмотрел научные представления о системах как комплексах компонентов и сформулировал принципы организации функциональных систем — как процессуальных образований, концентрирующихся в направлении снятия социальных и природных напряжений .

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ