Николай Павлович Шабалов (родился 21 марта 1939, Ленинград) — советский (российский) педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии, организатор и заведующий кафедрой педиатрии с курсами перинатологии, эндокринологии и гастроэнтерологии факультета усовершенствования врачей (1985—2009), проректор по международным связям Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии; начальник кафедры и клиники детских болезней Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (с 1993 г.); главный внештатный специалист-педиатр Министерства обороны РФ (1994—2014); почетный доктор (2009) и академик (2014) Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (2001), почетный профессор Казахского Национального Медицинского Университета имени С. Д. Асфендиярова (2012); президент регионального отделения Союза педиатров России в Санкт-Петербурге (с 2007 г.); Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2003); лауреат премии Правительства РФ (2010); Заслуженный врач Российской Федерации (2015); житель блокадного Ленинграда.
Биография
Родился в Ленинграде в семье бухгалтера Павла Павловича Шабалова (1898—1971) и его жены Градиславы Степановны ур. Кузьминовой (1907—1965). До Октябрьской революции семья отца проживала в доме № 109 по наб. реки Фонтанки, где дед — Павел Афанасьевич Шабалов служил управляющим.
Великая Отечественная война началась, когда Н. П. Шабалову едва исполнилось 2 года. 1 июня 1942 года отец ушёл на фронт. Он сражался под Ленинградом, был награждён медалями: «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги». Во время прорыва блокады 18 января 1943 года в составе 172 стрелкового полка 13 стрелковой дивизии при форсировании р. Невы в районе д. Синявино, он был тяжело ранен (в донесении ошибочно указано 21.01.1943 г.), но из госпиталя вернулся в строй. Закончил войну П. П. Шабалов в Курляндии, артиллеристом батареи 76 мм пушек в составе 386 стрелкового Выборгского полка, 178 стрелковой краснознаменной Кулагинской дивизии.
Все страшные 900 дней блокады города Николай Павлович прожил с матерью, благодаря усилиям которой и выжил. Как позже он сам вспоминал:
«…Жили мы в классической коммуналке в Столярном переулке (ныне это улица Пржевальского). Отец сразу ушел на фронт, пехотинцем. Мать во время блокады работала уборщицей в Технологическом институте. Помню, как мать водила меня в детский сад (кстати, все ясли и детские сады зимой 1941—1942 года были переведены на круглосуточное обслуживание детей, до 70 процентов мальчиков и девочек оставляли в них на сутки). Запомнилось, и как во время обстрелов меня тащили в подвал за руку, как мы там сидели, прижавшись друг к другу от страха. Как-то на моих глазах разбомбили школу, находящуюся на углу Столярного и улицы Плеханова. Это, конечно, было сильнейшее потрясение! А уже после блокады, когда мать вела меня в сад, на мосту, по которому мы только что прошли, взорвался снаряд. И чудом тогда никто не пострадал. …Я все время просил: „Хеба, хеба“ (букву „л“ тогда не выговаривал). Конечно, поддерживало питание в садике. В основном каши давали. Очень запомнилась „блокадная каша“ — из цветков клевера. Ещё одно яркое воспоминание относится к 1944 году. Я, держа батон в руках, вышел с мамой из булочной. И кто-то у меня вырвал этот батон, и я разревелся на всю улицу.
Голод ослабил организм, я во время войны девять раз перенес пневмонию (за всю последующую жизнь, для справки, — ни разу), лежал в Педиатрической академии. Запомнилось, что доктора были очень добрыми. Только потом, сам став педиатром, узнал, насколько четко работала педиатрическая служба в осажденном городе, какой ценой удавалось спасти детей».—
Через год после окончания войны Н. П. Шабалов поступил в первый класс средней мужской школы № 232, расположенной в историческом здании на ул. Плеханова. До революции она была известна как Вторая мужская Санкт-Петербургская гимназия. Сила традиций не позволила школе и спустя 30 лет превратиться в заштатное учебное заведение. Сам Николай Павлович очень тепло вспоминает годы учёбы и дух творчества, всегда царивший в ней. Помнят и любят своего знаменитого ученика и во Второй Санкт-Петербургской Гимназии, вернувшей своё историческое название.