Игорь Михайлович Чубаров (р. 13 декабря 1965, Курск, СССР) — российский философ. Специалист в области аналитической антропологии, феноменологии, критической теории Франкфуртской школы, философии литературы. Лауреат премии Андрея Белого (2014). Лауреат премии "Инновация" (ГЦСИ) 2015 г. в номинации "Теория, критика, искусствознание".
Биография
Игорь Чубаров родился 13 декабря 1965 года в Курске.
В 1996 году окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В 1999 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук по теме «Феноменологическая философия в России».
С 2001 года работает в Институте философии РАН; в настоящее время — старший научный сотрудник.
С 2009 году — сотрудник философского факультета МГУ, где занимается организацией международных научных мероприятий.
С 2011 по 2015 год работал в Российском государственном гуманитарном университете; редактор издательских программ.
В 2014 году защитил докторскую диссертацию по философии в РГГУ.
Член редакционной коллегии журнала «Логос» (с 1991 года).
Преподавательская деятельность
Читал лекционные курсы:
- «Критика насилия», спецкурс для студентов философского факультета МГУ (2011)
- «Философия Вещи», спецкурс для студентов философского факультета МГУ (2012)
Библиография
Монографии
- Чубаров Игорь. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с.
Статьи
- Антология феноменологической философии в России. Составитель, автор предисловия, вводных статей и комментариев Чубаров И. М. Тт. 1-2. М.: Логос, Прогресс-Традиция. 1998—2001.
- История подготовки Словаря художественных терминов ГАХН (1923—1929) // Словарь художественных терминов ГАХН. под ред. И. Чубарова. М.: Логос-альтера. 2005.
- Самозначимость и инозначимость производственного искусства в заочной искусствоведческой полемике 20-х гг.: Павел Попов, Richard Hamann // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». № 2. СПб., 2013
- Эшафот как театр Николая Евреинова // Социология власти. № 8. М., 2012
- Власть, знание и цензура в России XIX в. // Высшее образование в России. № 10. М., 2013
- Искусство как преступление vs. преступление как искусство. К пониманию московского акционизма 90-х гг. // Философия и искусство. № 8, 2013
- Беньямин Шмитту не товарищ, или Ошибка Агамбена // Логос. 2012. № 5
- Завещание Дракулы 2 // Рус. журн. (http://www.russ.ru/pole/Zaveschanie-Drakuly-2).
- Перевод как опыт нечувственных уподоблений. Причины неудач переводов «Задачи переводчика» Вальтера Беньямина на русский язык // Логос. № 5-6. (http://www.intelros.ru/pdf/logos/2011_05/16.pdf). (не вошло в отчет 2011 г.).
- Смерть пола или «безмолвие любви». (Образы сексуальности и смерти в произведениях Андрея Платонова и Николая Федорова) // НЛО, № 107. М., 2011.
- Литературные машины Андрея Платонова // Логос, № 1. М., 2010.
- Статус научного знания в ГАХН: к вопросу о синтезе в искусствознании 1920-х гг // Логос, № 2. М., 2010.
- Сингулярность // Словарь современной западной философии. М., 2009.
- Гуссерль в России; Шпет // Словарь под ред. М. А. Маслина. М., Республика. 1995.
- Проблема «Я» в герменевтической философии Густава Шпета" // Густав Густавович Шпет. М.: РОССПЭН, 2014.
- Письма об антиэстетическом воспитании. Письмо третье // Художественный журнал, № 73/74. М., 2009.
- Между бессмыслицей и абсурдом: статус футуризма и беспредметного искусства в эстетических теориях 20-х гг. (В. Шкловский, Л. Выготский, В. Кандинский, Г. Шпет и ГАХН) // Вопросы философии, № 4. М., 2009.
- Сердечные" искажения в пространстве эстетики: Густав Шпет и Лев Выготский // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2005.
- Zurckbleibendes Symbolisches und vorauseilendes Reales: (Expressionismus, Konstruktivismus und Produktionskunst als Objekt der philosophischen Hermeneutik, der Psychologie und Soziologie der Kunst in der GAChN) // Hansen-Loewe A., Obermayr B., Witte G., (Hg.): Form und Wirkung. Muenchen, Fink Verlag. 2013.
- Die literarischen Maschinen /Maschinentheorien/Theoriemaschinen / Hg.: Hans-Christian Von Herrmann u. Wladimir Velminsk. Lang, Peter, Gmbh, Fr. а/ M., Brl., 2012.
- ANDREI BELYI’S «TRANSCENDENTAL AFFECTOLOGY» // Russian Literature. Volume 70, Issues 1-2, 1 July-15 August 2011.
- Die Eugen- und Fremdbedeutung der Produktionskunst in der kunstwisenschaftlichen Diskussion unter den Abwesenden: Pavel Popov, Richard Hamann und Lev Trockij // Kunst als Sprache — Sprachen der Kunst. Russische sthetik und Kunsttheorie der 1920er Jahre in der europischen Diskussion. Nikolaj Plotnikov (Hg.) Zeitschrift fr sthetik und Allgemeine Kunstwissenschaft, Sonderheft 12. 2014. S. 281—295.
- Путём Буцефала. Послесловие к сборнику переводов В. Беньямина // Вальтер Беньямин. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / Составление и послесловие И. Чубаров, И. Болдырев. М.: РГГУ, 2012.
- Освобожденная вещь vs. овеществленное сознание. Взаимодействие понятий «остранение» (Verfremdung) и «отчуждение» (Entfremdung) в русском авангарде // EINAI: Проблемы философии и теологии". Том 2, № 1/2 (3/4) 2013.
- Порно как искусство насилия/ Логос. 2012. № 6 (90).[1]
- Исключенные: логики социальной стигматизации в массовом кинематографе / Логос. 2014. № 5 (101).[2]