Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чимароза, Доменико: биография

Последние годы жизни

В 1793 году Чимароза наконец вернулся в Неаполь, где также занял пост придворного капельмейстера и где с большим успехом прошли «Тайный брак» (выдержавший 67 представлений) и новая опера-буффа «Женские хитрости» (итал. Le astuzie femminili). В 1796 году умерла его третья (по другим источникам вторая) жена, от которой у Чимарозы был сын Паоло. В дальнейшем он работал в Риме и Венеции, снова попав в Неаполь в 1798 году и восторженно встретив там французскую революционную армию под командованием генерала Шампьона. Либеральные лидеры под покровительством французов провозгласили Партенопейскую республику, после чего король Фердинанд IV был вынужден бежать из Неаполя. К провозглашению в Неаполе республики Чимароза написал «Патриотический гимн» на слова Луиджи Росси, который пели 19 мая 1798 года при торжественном сожжении королевского флага. Однако в конце июня республика пала, и войска Бурбонов вновь вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении ввиду своих республиканских симпатий и предпринял попытку загладить вину, сочинив (по предложению священника Дженнаро Танфано) кантату в похвалу Фердинанда IV, исполненную на 23 сентября. Тем не менее 9 декабря 1799 года он был арестован, ему было предъявлено обвинение в пособничестве оккупантам, а его портрет был предан публичному сожжению.

Композитор провел четыре месяца в тюрьме и был избавлен от смертного приговора только благодаря вмешательству его влиятельных друзей, среди которых были кардиналы Эрколе Консальви и Фабрицио Руффо, леди Гамильтон и русский посол Андрей Италинский; возможно, за композитора заступались также некоторые европейские монархи, на чьей службе он прежде состоял. После освобождения из тюрьмы и запрета появляться в Неаполе Чимароза вернулся в Венецию, куда был приглашен для сочинения новой оперы «Артемизия». Там же он написал мессу для папы Пия VII. Вскоре, однако, состояние его здоровья резко ухудшилось, и он умер 11 января 1801 года, не завершив работу над «Артемизией». Внезапная смерть Чимарозы от желудочной болезни породила слух о том, что он был отравлен по приказу неаполитанской королевы Каролины, и чтобы его опровергнуть, неаполитанскому правительству пришлось даже отправлять в Венецию лейб-медика для официального освидетельствования тела. Чимароза, отпетый в Венеции, был похоронен в Риме на средства кардинала Эрколе Консальви; по заказу Консальви был также создан бюст Чимарозы, установленный в римском Пантеоне.

Творческое наследие

Доменико Чимароза, автор около 80 опер, является одним из ведущих представителей оперы-буффа; завершение развития этого жанра во второй половине XVIII века является заслугой Чимарозы и Джованни Паизиелло. В его лучших операх, и в частности в «Тайном браке», с большим художественным вкусом совмещены комедийная фабула и сценический лиризм, их музыка напевна и использует народные песенные традиции, в то же время будучи богато инструментована и демонстрируя элементы развивающегося симфонизма. Чимарозе принадлежит первенство во введении заключительных ансамблей в конце актов, подытоживающих развитие событий к этому моменту.

В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит значительное число кантат (в том числе популярная кантата «Капельмейстер», пародирующая современные ему методы репетиций оперных постановок), месс и ораторий (среди которых наиболее известны «Юдифь» и «Триумф религии»), а среди его инструментальных произведений — 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт.

Список произведений, исполненных при жизни композитора

Список приводится по энциклопедическому словарю «Музыкальный Петербург»

  • 1772, Неаполь — опера-буффа Le Stravaganze del conte («Причуды графа»); бурлеск Le Magie di Merlino e Zorastro («Чудеса Мерлина и Зорастро»)
  • 1773, Неаполь — опера-буффа La Finta parisina («Мнимая парижанка»)
  • 1777, Неаполь — опера-буффа Armida immaginaria («Мнимая Армида»)
  • 1778
    • Неаполь — оперы Le stravaganze d’amore («Причуды любви») и Gli Amanti comici («Комичные любовники»)
    • Рим — опера L’Italiana in Londra («Итальянка в Лондоне»)
  • 1780, Рим — опера Donne rivale («Женщины-соперницы»)
  • 1781, Рим — оперы Il Pittore parigino («Парижский художник») и Alesandro nelle Indie («Александр в Индии»)
  • 1782
    • Неаполь — оперы La Ballerina amante («Влюбленная балерина») и L’Eroe cinese («Китайский герой»)
    • Рим — опера L’Amor constant («Постоянная любовь»)
    • Милан — опера La Circe («Цирцея»)
  • 1783
    • Неаполь — опера Chi d’altrui si veste presto si spoglia («Чужим добром не разживешься»)
    • Рим — опера I dui baroni di Rocca Azzura («Два барона из Рокка Аццура»)
  • 1784
    • Венеция — опера L’Olimpiade
    • Неаполь — опера Il Credulo («Легковерный»)
    • Рим — опера I Matrimoni inaspettati («Неожиданные женитьбы»)
    • Флоренция — опера La Vanita delusa, o sia Il Mercato di Malmantile («Обманутое тщеславие, или Рынок в Мальмантиле»)
    • Милан — опера Due supposti conti («Два мнимых графа»)
  • 1785, Неаполь — опера Il Marito geloso («Ревнивый муж»)
  • 1786
    • Неаполь — оперы Il Credulo и L’Impresario in angustie («Импресарио в нужде»)
    • Санкт-Петербург — опера-буффа L’Amor constant
  • 1787
    • Неаполь — опера Il Fanatico burlato («Сварливый фанатик»)
    • Санкт-Петербург — Missa pro defunct
  • 1788, Санкт-Петербург — опера-сериа La Vergine del Sole («Дева Солнца») и 2 драматические кантаты
  • 1789, Санкт-Петербург — на русском языке представлены оперы Le Donne rivali («Две невесты») и Dui baroni di Rossa Azzura («Два барона»), на итальянском — опера-сериа Cleopatra
  • 1790, Париж — L’Italiana in Londra
  • 1791, Санкт-Петербург — опера La Serenata non preveduta («Непредвиденная серенада»)
  • 1792, Вена — оперы Il Matrimonio segreto («Тайный брак»), La Calamita dei cuori («Сердечное бездействие»)
  • 1793, Вена — опера Amor rende sagace («Любовь дает благоразумие»)
  • 1794, Неаполь — опера Le Astuzie femini («Женские хитрости»)
  • 1795, Рим — опера I Nemici generosi («Великодушные враги»).
  • 1796, Неаполь — опера Gli Orazi ed I Curiazi («Горации и Куриации»)
  • 1798, Санкт-Петербург — оперы Chi deel’altrui si veste presto si spoglia и I Nemici generosi
  • 1799, Неаполь — Патриотический гимн
  • 1801, Венеция — опера Artemisia

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ