Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чижевский, Дмитрий Иванович

Чижевский, Дмитрий Иванович

Философы

04 апреля 1894 - 18 апреля 1977

украинский и немецкий славист, философ, историк церкви, палеограф, литературовед польского происхождения


Дмитрий Иванович Чижевский (рус. дореф. Чижевскiй; укр. Чижевський; нем. Tschiewskij; 23 марта [4 апреля] 1894 года, Александрия, Херсонская губерния, Российская империя — 18 апреля 1977 года, Хайдельберг, ФРГ) — украинский и немецкий славист, философ, историк церкви, палеограф, литературовед польского происхождения.

Чижевский снискал широкую известность как учёный ещё до эмиграции из России за исследования в области русского гегельянства, однако наиболее значительные труды он написал за рубежом. В Германии Чижевский был известен как знаток славянских древностей: русской, украинской, чешской поэзии, философии и литературы. Чижевский считается первым историографом украинской философской мысли. Большинство работ философа посвящены восточнославянской культуре в контексте немецкого на неё влияния.

Чижевский наиболее известен благодаря своим исследованиям истории древнерусской литературы, казацкого барокко, сочинений Григория Сковороды, гегельянства в России, Фёдора Достоевского и Фёдора Тютчева. Чижевскому принадлежит ряд научных открытий: будучи в Праге, Чижевский открыл для науки неизвестную ранее рукопись Яна Амоса Коменского.

Биография

Дмитрий Иванович Чижевский родился в семье артиллериста Ивана Константиновича Чижевского, происходившего из польской шляхты и русской дворянки Марии Дмитриевны Ершовой. Его мать была художницей, она училась живописи у Ильи Репина и Павла Чистякова. Отец принимал активное участие в революционном движении народников, за революционную деятельность он отбывал наказание в двухгодичной ссылке на русском севере. Супруга Ивана Чижевского не разделяла революционные взгляды мужа.

Дмитрий Чижевский окончил гимназию в 1911 году. В том же году поступил в Петербургский университет на отделение астрономии и математики, однако северный климат плохо сказался на здоровье Чижевского и в 1913 г. перевёлся в Киевский университет Св. Владимира, чтобы поправить здоровье. В Киеве Чижевский осознал интерес к гуманитарным наукам и перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в 1919 г. Будучи студентом, Чижевский увлёкся революционными идеями меньшевиков. На философские взгляды Чижевского в период обучения в России оказали влияние лекции Николая Онуфриевича Лосского.

В период гражданской войны Чижевский сначала поддерживал меньшевиков, затем с сочувствием отнёсся к правительству Скоропадского. К петлюровцам Чижевский относился негативно. После прихода к власти большевиков, Чижевского сначала приговорили к смертной казни, а потом отпустили как меньшевика.

С 1920 г. преподавал в Киевском университете, читал курс общего языкознания на Высших женских курсах в Киеве. 13 мая 1921 г. нелегально пересек польскую границу.

В эмиграции Дмитрий Чижевский слушал лекции Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса и др. Чижевский поддерживал дружеские отношения с Максом Фасмером, отцом Георгием Флоровским, Хансом-Георгом Гадамером и многими др. Как отмечает Аркадий Полонский: «В Германии Дмитрий Иванович прожил почти полвека, в 20-40 гг. он был соратником Макса Фасмера, в 60-70 гг. преподавал в университетах Галле, Йены, Марбурга, Гейдельберга, являлся признанным главой немецкой славистики».

Политическая деятельность

Политические воззрения Дмитрия Чижевского были крайне противоречивы и менялись на протяжении жизни. Юрий Шевелёв так характеризовал Чижевского: «Если у него и была политическая программа, то (понятная) только для него самого». В юношестве Дмитрий Чижевский как и отец принимал участие в революционных кружках, до 1917 года он был членом партии меньшевиков, а также сочувствовал Украинскому социал-демократическому движению. Примечательно, однако, что Дмитрий Чижевский выступал против провозглашения Украинской народной республики.

После революции некоторое время проживает в США, в 1921 году окончательно покидает Россию. В годы гражданской войны Чижевский становится активным членом Немецкого христианского экуменического движения. В 20-е годы Чижевский получил профессорскую ставку в Германии и остался преподавать. Он не покинул страну и в годы национал-социализма, однако вынужденно отправил свою жену Лидию Израйлевну Маршак в США, так как её еврейское происхождение могло повлечь за собой преследование Чижевского немецкими властями. Чижевский был противником национал-социалистов и после войны был публично обвинён в Марбурге в поддержке коммунистов (обвинение выдвинул Альфред Гейлер как раз перед тем, как Чижевский получил визу в США, чтобы отомстить Чижевскому). Несмотря на обвинения, Чижевский уезжает из Германии и некоторое время преподаёт в США, куда его позвал Георгий Флоровский. Английским языком Чижевский не владел, поэтому лекции по преимуществу читал на русском языке, а также на немецком. Отношения Чижевского с Романом Якобсоном не сложились, поэтому, когда Чижевский получил приглашение возглавить отделение славистики в Гейдельберге он вернулся в Германию. В годы эмиграции Дмитрий Чижевский поддерживал активные связи как с русской «белой», так и с украинской эмиграцией, в связи с чем часто подвергался критике сторонниками радикальных течений. Сам Дмитрий Иванович Чижевский характеризовал своё мировоззрение так:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ