Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Черток, Борис Евсеевич

Черток, Борис Евсеевич

Наука - Другое

29 февраля 1912 - 14 декабря 2011

советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С


Борис Евсеевич Черток (29 февраля 1912, Лодзь, Российская империя — 14 декабря 2011, Москва, Российская Федерация) — советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва. Академик РАН (2000), Герой Социалистического Труда (1961).

Биография

Родился 29 февраля 1912 года в городе Лодзь Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье. Родители — Евсей Менасеевич Черток (1870—1943), служащий, работавший счетоводом, и Софья Борисовна Явчуновская (1880—1942), фельдшер-акушер.

В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.

В МВТУ Бориса Чертока не приняли, хотя экзамены он сдал — ему сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем как рабочего, а не как сына служащих». В августе 1930 года он был принят на работу электромонтёром 4-го разряда в электроцех отдела оборудования (ОБО) на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3 и в подготовке самолётов специального арктического варианта, на которых экспедиция И. Д. Папанина в 1937 году высадилась на льдину, начав тем самым работу полярной станции СП-1. Был ответственным инженером по электро- и радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С. А. Леваневский. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году; его однокурсником был будущий академик Г. С. Поспелов. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники.

2 мая 1945 года в звании майора он расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года была связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления НИИ-88, Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Наряду с научной постоянно вёл и преподавательскую работу: с 1947 года по 1978 год в МВТУ, с 1978 года и до конца своих дней в МФТИ, где заведовал кафедрой «Управление движением» факультета аэрофизики и космических исследований, читал курс «Управление большими космическими системами». Является заслуженным профессором МФТИ.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ