Пётр Анатольевич Чернобривец (род. 24 августа 1965, Ленинград, СССР) — российский музыковед, композитор и педагог.
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Пётр Чернобривец. 20-ти тоновая система (краткий обзор). Камерный зал консерватории. II концерт электронной музыки. 13 апреля 2013. |
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Пётр Чернобривец. 5 сочинений для скрипки и клавира в системе 20-тоновой равномерной темперации. Новая сцена Мариинского театра. 21 апреля 2016. |
Биография
Родился в Ленинграде в 1965 году. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при ЛОЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова в 1983 году. В 1988 году окончил Ленинградскую консерваторию (по классу профессора Т. С. Бершадской).
П. А. Чернобривец — автор сочинений для фортепиано, инструментального ансамбля, камерного оркестра. В последнее время предпочитает работу над инструментальными произведениями малой формы. Сочинения исполнялись на известных концертных площадках Санкт-Петербурга и других городов России. В апреле 2015 года и в апреле 2016 года два авторских концерта Петра Чернобривца «Диалог темпераций. Сочинения в традиционном и нетрадиционном музыкальном строе» состоялись на Новой сцене Мариинского театра.
Научная и преподавательская деятельность
В 1993 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения («Стилистика и тематизм. К вопросу о функциональных аналогиях. На материале клавирного творчества Георга Фридриха Генделя»). Сфера научных интересов — гармония, музыкальный стиль, эстетика. В 2014 году опубликовал монографию «Основы музыкальной эстетики». В последние годы П. А. Чернобривец занимается исследованием альтернативного музыкального строя (так называемой 20-ти тоновой равномерной темперации). В настоящее время заканчивает работу над монографией «Двадцатитоновая равномерная темперация».
Выступал с докладами на крупных российских и международных научных конференциях. Принимал участие в Конференциях, состоявшихся в рамках I и II Стокгольмского международного музыкального конкурса (2010 и 2012 годы). Внимание специалистов привлекло выступление «Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации» на Первом конгрессе Общества теории музыки «Теория музыки — многоотраслевая современная наука». На IV международной конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (проводит Российская академия музыки имени Гнесиных) выступил с докладом «О динамической сущности процесса ладообразования».
Участвовал в работе жюри международных конкурсов, в частности, конкурса исследовательских работ «Рихард Штраус и его время» среди студентов музыкальных вузов России и ближнего зарубежья. Выступал на Радио России с беседами о проблемах современной музыки и музыкальной эстетики.
Педагогическую деятельность П. А. Чернобривец начал в 1986 году в качестве преподавателя Средней специальной музыкальной школы при ЛОЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В настоящее время — доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Преподаёт курсы гармонии, музыкальной эстетики.
Интересные факты
- Среди увлечений: математика, история, литературное творчество.
Основные научные публикации
Монография
- Петр Чернобривец. Основы музыкальной эстетики. СПб. 2014. ISBN 978-5-91918-342-6.
Крупные статьи
- Чернобривец П. А. Воплощение идеального в музыкальном искусстве. Метафизика музыки и музыка метафизики. Сборник. СПб. 2007. С. 162–184.
- Чернобривец П. А. Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации. Журнал Общества теории музыки. № 8. 2014/4.
- Чернобривец П. А. Мелодия как функция. Musiqi dnyasi. 4/49. 2011. С. 10–21.
- Чернобривец П. А. Музыкальное торжество в строгом стиле. Musicus. № 1 (29). 2012.
- Чернобривец П. А. Некоторые принципы фактурного развития в инструментальных произведениях Генделя. Проблемы фактуры. Сборник статей. СПб., 1992. С. 113–127.
- Чернобривец П. А. О перспективности функционального подхода к исследованию музыкальной стилистики. Журнал Общества теории музыки. № 1. 2013/1.
- Чернобривец П. А. О сущности понятия «музыкальная форма». Краткое размышление.
- Чернобривец П. А. Рыцарь контрапункта (памяти О. П. Коловского). Наши учителя. Сборник воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории. СПб. 2006. С. 23–31..
Основные музыкальные сочинения
Сочинения для камерного оркестра, инструментальных ансамблей и сольных инструментов
- 8 сочинений для камерного оркестра
- сочинение для альта и камерного оркестра
- сочинение для струнного квартета
- 5 сочинений для струнного секстета
- 4 сочинения для секстета (смешанный состав)
- 24 сочинения для фортепиано
- 3 сочинения для скрипки и фортепиано
- 3 сочинения для виолончели и фортепиано
- сочинение для альта и фортепиано
- 3 сочинения для флейты и фортепиано
- сочинение для баяна
- сочинение для арфы
В системе 20-ти тоновой равномерной темперации
- 3 сочинения для клавира
- цикл из 5 миниатюр для клавира
- сочинение для скрипки и клавира
- цикл из 5 миниатюр для скрипки и клавира
- 2 сочинения для виолончели и клавира
- цикл из 4 миниатюр для виолончели и клавира
- 6 сочинений (цикл романсов) для меццо-сопрано и клавира
- сочинение для струнного квинтета
- цикл из 5 миниатюр для струнного квинтета
- 4 сочинения для сопрано и клавира