Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Черненко, Мирон Маркович

Черненко, Мирон Маркович

Кино

17 февраля 1931 - 24 февраля 2004

российский киновед


Мирон Маркович Черненко (1931, Харьков — 2004, Санкт-Петербург) — российский киновед.

Биография

Отец, бухгалтер харьковского треста Коксохим Марк Миронович Черненко (1893—1938), уроженец местечка Каменный Брод, был арестован и расстрелян 19 октября 1938 года.

Мирон Черненко окончил Харьковский юридический институт (1952) (специализация — гражданское право) и ВГИК (1964), (специализация — кинокритика и кинодраматургия, сценарный факультет, мастер Е. Н. Виноградская). Кандидат искусствоведения (1976). Кандидат философии (1999). Работал в Госфильмофонде СССР (1962—1965) сотрудником зарубежного отдела, в журнале «Советский экран» (1965—1976) редактором зарубежного отдела, в НИИ киноискусства (с 1976 года заведующий Отделом европейского кино). Возглавлял отборочную комиссию на XIX и XX Московских международных кинофестивалях. С 1994 года по 2003 год — президент Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Мирон Черненко — автор монографий (творческих портретов) о Фернанделе, Анджее Вайде, Казимеже Куце, о монгольском и югославском кино. Особое место в области исследовательских интересов Мирона Черненко занимало творчество Анджея Вайды и польского кино в целом. Этой теме посвящены десятки его статей, очерков, рецензий, интервью и репортажей.

Черненко также опубликовал рекламно-информационные брошюры о творчестве таких режиссёров, как Юлий Райзман, Фрунзе Довлатян, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов. Автор множества статей о кинематографе, в том числе в журналах «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Советский экран», а также в зарубежных изданиях.

Мирон Черненко свободно говорил и писал на польском и сербскохорватском языках, а также переводил на русский язык литературные тексты. Он участвовал в литературном переводе на русский язык книги Кшиштофа Занусси «Пора умирать» и статьи того же автора «Мои сто лет», посвящённой столетию кино. Переведена им и небольшая книга польского актёра Даниэля Ольбрыхского о Владимире Высоцком, и новеллу югославского сценариста и кинорежиссёра Предрага Голубовича «Короткая летняя ночь».

Книга Черненко «Красная звезда, жёлтая звезда: Кинематографическая история еврейства в России, 1919—1999» обобщила огромный фактографический материал, связанный с еврейской темой и еврейским участием в российском кино (более 500 фильмов). В 2001 году Гильдия киноведов и кинокритиков России наградила эту книгу премией «Слон» в номинации «Книги по истории кино». Книга Мирона Черненко «Красная звезда, жёлтая звезда» находится в библиотеке Конгресса США, в государственной библиотеке Израиля, в Едином каталоге научных библиотек Польши, в Швейцарской национальной библиотеке, в Российской Государственной Библиотеке.

Наряду с книгой «Красная звезда, жёлтая звезда» Мироном Черненко в соавторстве с Владимиром Дмитриевым был написан сценарий телевизионного фильма «Русская Палестина», по которому режиссёр Александр Рехвиашвили снял документальную кинотрилогию.

Мирон Маркович Черненко скончался 24 февраля 2004 года в Санкт-Петербурге.

Память о Мироне Черненко

Памяти Черненко посвящён вышедший в 2006 году сборник «Просто Мирон». В нём опубликованы избранные работы Мирона Марковича и воспоминания его друзей.

Сегодня, спустя годы, я полагаю, что встреча Мирона с польскими солдатами армии генерала Андерса в Шепетовке была подарком Бога польскому кинематографу, так как Черненко, как кинокритик, был как бы специально создан для того, чтобы говорить и писать о наших фильмах.

— Анджей Вайда

Мы можем легко расходиться в суждениях или во вкусах, но, когда дело доходит до оценки нашей человечности, каждое несогласие становится помехой в дружбе. Я пишу об этом потому, что смерть Мирона вразумила меня, что в моей жизни он был одним из очень немногих критиков, с которыми я действительно дружил. Мы были знакомы, как говорят поляки, «от всегда», с того времени, куда простирается память взрослого человека.

— Кшиштоф Занусси

Мне его очень не хватает. Я не могу вспомнить, как мы познакомились. Только помню, что незаметно возник очаровательный человек, с добрыми глазами, с лёгким, каким-то располагающим голосом. Я не люблю чрезмерно серьёзных людей. И вот Мирон, который был абсолютно серьёзным человеком, всегда как-то умело снимал пафос с присущим ему чувством юмора…

— Марлен Хуциев

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ