Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Челпанов, Александр Владимирович

Челпанов, Александр Владимирович

Адмиралы

День рождения 08 сентября 1950

военно-морской деятель, контр-адмирал, третий командир тяжёлого авианесущего крейсера проекта 11435 Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с 20 апреля 1995 года по 28 сентяб­ря 2000 года


Александр Владимирович Челпанов (08.09.1950) — военно-морской деятель, контр-адмирал, третий командир тяжёлого авианесущего крейсера проекта 11435 Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с 20 апреля 1995 года по 28 сентяб­ря 2000 года.

Внешние изображения
Третий командир А.В. Челпанов командовал кораблём с 1995 года по 2000 год. Фото.

Служба

20 апреля 1995 г. командование крейсе­ром принял контр-адмирал А.В.Челпанов. Корабль продолжал подготовку к боевой службе. «Адмирал Кузнецов» вновь занял 1-е место на СФ за успешную стрельбу по морской цели главным ракетным комплек­сом. Но во время очередного выхода в мо­ре ТАВКР попал в шторм, засолив трубки главных котлов и потеряв ход. Крейсер нуждался в серьезном заводском ремонте, но его ожидал поход в Средиземное море, где натовские авианосцы бомбили города бывшей теперь Югославии. В год 300-ле­тия Российского флота «Кузнецову» над­лежало во главе АМГ демонстрировать в этом неспокойном районе свой флаг.

23 декабря 1995 г. «Адмирал Кузнецов» (бортовой № 063) впервые вышел на БС в Средиземное море. В возглавляемую им АМГ под командованием контр-адмирала В.Г.Доброскоченко (старший на борту — первый заместитель главкома ВМФ РФ ад­мирал И.В.Касатонов) входили ЭМ «Бесст­рашный», многоцелевая АПЛ «Волк», тан­кер «Днестр» и буксир СБ-406 Северного флота, СКР «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота, а также буксир «Шах­тер» и танкер «Иван Бубнов» из состава Черноморского флота. Авиагруппа ТАВКР включала 13 самолетов Су-33, 2 — Су-25УТГ и 11 вертолетов Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29 из состава 57-й СКАД (командир — генерал-майор Т.А.Апакидзе).

Поход начался в сложных метеоуслови­ях. Уже на выходе из Кольского залива ко­рабли попали в семибалльный шторм, а у мыса Нордкап вышли из строя два глав­ных котла с потерей мощности ГЭУ. Пер­вые восемь полетов состоялись только 29 декабря в районе западного побережья Великобритании, палубные Су-33 выпол­нили три учебных перехвата британских и голландских патрульных самолетов «Ори­он» и «Нимрод». Затем по погодным усло­виям (шторм на маршруте перехода) поле­ты прекратили. Спустя 10 суток, в ночь на 4 января 1996 г., АМГ прошла Гибралтар. Из-за проблем с котлами «Кузнецов» сле­довал малым ходом. Тем не менее 4 и 5 января полеты авиации были возобновле­ны. При этом Су-33 неоднократно осуще­ствляли перехваты самолетов базовой па­трульной авиации стран НАТО «Атлантик» и «Нимрод». 7 января «Кузнецов» стал на якорь у берегов Туниса, и до 17-го числа на нем устраняли неисправности. Там же впервые состоялись обмены визитами российских и американских моряков (авиа­носец «Америка»), при этом на палубу «Кузнецова» совершили посадку два вер­толета SH-60 «Си Хок». Некоторые рос­сийские летчики в ходе проведения совме­стных учений летали в качестве вторых пилотов на американских палубных само­летах и вертолетах (в том числе В.Г.Пуга­чев — на истребителе F-14 «Томкэт», Т.А.Апакидзе — на противолодочном S-3A «Викинг»). В свою очередь, российские вертолеты более 30 раз садились на ВПП кораблей 6-го флота ВМС США, а коман­дующий 6-м флотом адмирал Пиллинг с группой офицеров подробно ознакомился на борту «Кузнецова» с палубным истре­бителем Су-33.

С 19 по 23 января Су-33 выполнили 67 полетов. Вертолеты Ка-27 отрабатывали поиск ПЛ. 24 января корабль принимал за­пасы, стоя на якоре, а 26 января взял курс к берегам Сирии. На переходе два Су-33 осуществили перехват пары истребителей F-16 ВВС Израиля.

С 28 января по 2 февраля состоялся де­ловой заход в сирийский порт Тартус, а 3 февраля «Кузнецов» вновь вышел в мо­ре. К тому времени ситуация с котлами на авианосце еще больше осложнилась. В Средиземное море на БЗРК «Кавказ» срочно вышел начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал В.Е.Селиванов. 4 фев­раля у о.Крит он сменил адмирала И.В.Касатонова и поднял на ТАВКР свой флаг. Было проведено внеплановое учение по буксировке «Адмирала Кузнецова» спаса­тельным буксиром «Шахтер».

8 — 9 февраля корабли АМГ попали в пыльную бурю (!), а после пополнения за­пасов в точке 52 на границе территориаль­ных вод Ливии и Египта взяли курс на Мальту. Визит «Кузнецова» в Ла-Валетту продлился с 17 по 18 февраля, после чего из-за проблем с котлами и надвигавшегося шторма был прерван, и корабль снова вы­шел в открытое море.

2 марта впервые на Средиземном море прошло летно-тактическое учение (ЛТУ) в ближней и дальней зоне ПВО АМГ с отра­боткой истребителями задач по перехвату самолетов и атакующих крылатых ракет. От­сутствие на борту самолетов и вертолетов РЛД компенсировалось организацией полу­автономного патрулирования Су-33 по дан­ным выдвинутого на угрожаемое направле­ние корабля РЛД — ЭМ «Бесстрашный».

6 марта корабли соединения прошли Ги­бралтар и вышли в Атлантику. В британ­ской зоне ответственности ТАВКР был взят на сопровождение фрегатом «Шеф­филд», вертолет которого с разрешения российского адмирала садился и взлетал с палубы «Кузнецова».

На завершающем этапе похода, по про­хождении Фарерско-Исландского рубежа, наши корабли приняли участие в команд­но-штабных учениях СФ. 20 марта палуб­ные Су-33 успешно отражали ракетную ата­ку условного противника (четыре Ту-22М3), перехватив с участием корабля РЛД (ЭМ «Бесстрашный») бомбардировщики на 450-км удалении от центра охраняемого ордера. В ходе этих учений на одном из Су-33 (М.Ф.Савицкий) произошел частич­ный отказ одного двигателя. В условиях

отсутствия запасных аэродромов пилот сумел с первого захода посадить аварий­ную машину на палубу «Кузнецова» (поз­же за это он был удостоен звания Героя России). 22 марта 1996 г. ТАВКР ошварто­вался у своего причала в Видяеве.

Всего за время похода кораблем было пройдено более 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолета­ми, фактически перехвачено 12 воздуш­ных целей, обнаружены две иностранные ПЛ, отработаны учебно-боевые задачи по двум своим ПЛ, успешно проведены ракетно-артиллерийские стрельбы, в том числе главным ударным комплексом. Осуществ­лявшая задачу дальнего противолодочно­го обеспечения крейсера АПЛ «Волк» (ка­питан 2 ранга С.Справцев) выполнила скрытное длительное слежение за не­сколькими натовскими субмаринами, включая одну американскую АПЛ типа «Лос-Анджелес». При этом первый выход «Кузнецова» на БС в Средиземное море, по воспоминаниям участников, проходил в очень сложных условиях и стоил личному составу большого напряжения сил. Глав­ным образом это касалось электромехани­ческой БЧ. Из-за низкой квалификации личного состава, а также конструктивных недостатков ряда систем, имели место от­казы техники. Например, броски напряже­ния в электросети приводили к частым вы­ходам из строя блоков ПНК ЛАК, систем госопознавания, блоков РЛС. Много наре­каний вызывала работа ОСП «Луна», тре­бовавшая постоянной настройки. Так, при ее отказе пилот Су-33 (бортовой № 86) был вынужден посадить свою машину на палубу «визуально». Частые несанкциони­рованные отключения (переключения) по­дачи электропитания вызывали необходи­мость повторного выставления инерциальной системы курсовертикали ЛАК, за­держивая тем самым плановые вылеты. Были отказы и в гидросистеме складыва­ния крыла Су-33 при подготовке к полету. Но самое неприятное — к концу боевой службы из восьми главных котлов в строю осталось два. Домой корабль возвращал­ся, следуя вокруг Британских островов ма­лым ходом, а самолеты летали с ограни­чениями по взлетной массе, без подвесно­го ракетного вооружения.

8 апреля 1996 г. крейсер поставили на СРЗ-35 («Севморпуть») для прохождения усиленного навигационного ремонта. С по­мощью ЧСЗ вновь отремонтировали глав­ные котлы с заменой трубок и установили два дополнительных испарителя типа П-4, сняв проблему дефицита котельной воды. После завершения ремонта, с июля 1998 г. ТАВКР обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в августе участвовал в учениях под флагом Верховного Главноко­мандующего ВС РФ.

С 26 марта по 2 апреля 1999 г. «Адми­рал Кузнецов» занимался боевой подго­товкой, пройдя за 193 ходовых часа 750 миль. В октябре 1999 г. крейсер обеспечи­вал в Бренцевом море ЛКИ нового двух­местного палубного учебно-боевого само­лета Су-27КУБ. Первые посадка и взлет с палубы состоялись 6 октября (В.Г.Пугачев и Р.Кондратьев), а 7 октября Пугачев вновь посадил Су-27КУБ на палубу, место второго пилота занимал командующий СФ адмирал В.А.Попов. 16 октября Т.А.Апакидзе впервые посадил Су-33 на палубу «Адмирала Кузнецова» в условиях поляр­ной ночи.

В общей сложности, за первые 10 лет службы корабль прошел 75 тыс. миль: в 1991 г. — 15650, в 1992г. — 5012, в 1993г. — 5095, в 1994г. — 5397 и в 1995г. — 5467.

По ряду причин, прежде всего воздейст­вия влажности и низких температур, не­брежности и низкой квалификации лично­го состава, к 1999 г. вышли из строя один из главных котлов, один ГТЗА и ряд сис­тем и механизмов корабля.

Осенью 2000 г. ТАВКР готовился выйти на БС в Средиземное море, но после ее от­мены, в связи с гибелью АПЛ «Курск», был поставлен в ремонт на СРЗ-35. 28 сентяб­ря 2000 г. в командование кораблем всту­пил капитан 1 ранга А.В.Турилин.

Уволен в отставку по состоянию здоровья.

Уголовное дело, возбужденное по статье 285 (Причинение материального ущерба государству) было прекращено в связи с отсутствием улик.

После выхода в отставку долгое время работал в мэрии города Солнечногорска Московской области. Почётный президент клуба моряков в Нижнем Новгороде.

Награды

  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени,
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени «за освоение сложной военной техники» (2012),
  • Орден «За военные заслуги».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ