Андрей Дмитриевич Чегодев (25 февраля [10 марта] 1905, Саратов — 8 апреля 1994, Москва) — советский и российский историк искусства, художественный критик, музейный работник, педагог, доктор искусствоведения. Специалист в области русского и западного искусства Нового времени, коллекционер.
Биография
Происходит из старинного дворянского рода князей Чегодаевых. Родился в семье известного ученого-химика и государственного деятеля князя Дмитрия Николаевича и Юлии Николаевны (урождённой Пиньятелли) Чегодаевых. В 1922 г. поступил на физико-математический факультет МГУ, а в 1925 г. — на отделение теории и истории искусства, которое окончил в 1929 г. В 1923—1926 гг. — научный сотрудник музея Л. Н. Толстого. С 1927 по 1941 гг. — научный сотрудник, ученый секретарь, заведующий Гравюрным кабинетом ГМИИ им. А. С. Пушкина. С 1936 по 1941 гг. — художественный редактор издательства «Детская литература». С 1939 по 1969 гг. — преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, профессор. В начале Великой Отечественной войны вместе со своими студентами добровольцем вступил в Московское народное ополчение. Под Волоколамском попал в окружение. Воевал на Резервном и 1-ом Украинском фронтах, участник Битвы за Москву и Штурма Берлина. С 1944 по 1945 год — возглавлял трофейную комиссию по спасению, сбору и вывозу из Германии наиболее ценных произведений искусства. С 1945 по 1950 гг. — главный хранитель особого фонда ГМИИ им. А. С. Пушкина (картины и скульптуры из собрания Дрезденской галереи). С 1948 по 1957 гг. — научный сотрудник Института теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств СССР. С 1957 по 1994 гг. — заведующий сектором классического искусства запада Института теории искусств Академии Наук СССР (ныне ВНИИ искусствознания). Автор более тридцати книг и трехсот статей по вопросам истории классического искусства, современного искусства Западной Европы, Америки и России. Похоронен на Востряковском кладбище.
Семья
А. Д. Чегодаев был мужем советского историка искусств Н. М. Гершензон-Чегодаевой (1907—1977), зятем российского литературоведа, философа, публициста и переводчика М. О. Гершензону (1869—1925), отцом российского искусствоведа, академика РАХ М. А. Чегодаевой (1931—2016) и дедом политического и государственного деятеля Д. А. Чегодаева (род. 1965).
«Культура — А» и «культура — Б»
В статьях «Легенда о бароне Гро», «Величие и падение Пьера Грассу», «Джон Констебль в мире героев Диккенса (1978) и в своей последней книге „Наследники мятежной вольности“ (1989) А. Чегодаев выдвинул теорию о двух параллельно существующих культурах. Первая „культура — А“ это магистральная линия мировой культуры. Вторая — „культура Б“ — утилитарная, господствующая в своё время. Отличительной особенностью „культуры — А“ является:
- Постоянный творческий поиск, эксперимент — и, как следствие, регулярная смена стилей, направлений и художественных школ;
- Выражение образа мысли художника, его интересов и взглядов;
- Универсальность. „Культура — А“ может быть и новаторской и консервативной, авангардной и классической. Она живой организм, зависящий от творческих принципов художника (его профессиональной зрелости, образовательного ценза, мировоззрения, личных особенностей характера, способности к сопереживанию и пониманию).
Отличительной особенностью „культуры — Б“ является:
- Творческая безликость, „не любопытность“ и „не чувствительность“;
- Выражение образа мысли, интересов, взглядов и вкусов заказчика.
- Нейтральность. Способность мимикрировать, формально принимая на себя художественную манеру, модную в данный конкретный момент.
Главной задачей культуры — Б» является «продаваемость», по этому она не выражает интересов какого-то социального слоя или группы, а только следует господствующей идеологии, являясь её верным пропагандистом. Любой идеологии, от крайнего национализма до глобальной толерантности. Типичным представителем «культуры — Б» А. Д. Чегодаев считал Социалистический реализм, дав ему следующее, ставшее крылатым, определение: «Соцреализм — это прославление партии и правительства средствами доступными их пониманию».
Основные труды
- Всеобщая история искусств, 1956
- Искусство США, 1960
- Рокуэлл Кент. Живопись. Графика, 1962
- Антуан Ватто, 1963
- Джон Констебль, 1968
- Рафаэль Сойер, 1968
- Импрессионисты, 1971
- Allgemeine geschichte der Kunst, 1973
- Мои художники. Избранные статьи об искусстве от времен древней Греции до двадцатого века, сборник статей, 1974
- Искусство Соединенных Штатов Америки. 1675—1975. Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика, 1976
- Статьи об искусстве Франции, Англии, США, сборник статей, 1978
- Эдуард Манэ, 1985
- Наследники мятежной вольности, 1989
- Книжная и станковая графика за 15 лет, 1933
- Пути развития русской советской книжной графики, сборник статей, 1955
- Страницы истории советской живописи и советской графики, 1984
- Моя жизнь и люди, которых я знал, (изданы в 2006 г.).