Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Цейтлин, Стелла Наумовна

Цейтлин, Стелла Наумовна

Лингвисты

советский и российский лингвист


Стелла Наумовна Цейтлин (род. 23 февраля 1938, Москва) — советский и российский лингвист. Основоположник научной школы российской онтолингвистики.

Биография

Мать, Фанни Михайловна, работник планового отдела оборонного завода. Отец, Наум Ефимович Цейтлин, один из организаторов Московского дворца пионеров, заведующий отделом технического творчества, преподаватель МГПИ им. В. И. Ленина. Автор многочисленных книг, посвященных проблемам трудового обучения детей, сотрудник и ученик М. Н. Скаткина. Фронтовик, орденоносец, боевой путь закончил в Берлине.

С золотой медалью окончила школу № 2 г. Тушино (ныне это Тушинский район Москвы), затем училась на историко-филологическом факультете МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института несколько лет преподавала литературу, русский язык и английский язык сначала в школах Москвы, а потом Ленинграда, куда переехала в связи с замужеством (муж — Лев Давидович Рыскин). Дольше всего (5 лет) проработала в 139-й школе Калининского района.

В 1968—1971 годах училась в заочной аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена на кафедре русского языка (научный руководитель — Александр Владимирович Бондарко). Одновременно начала работать на кафедре ассистентом на условиях почасовой оплаты (в течение 17 лет). В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика». В 1980 году была принята на новую кафедру — русского языка для нефилологических специальностей: сначала штатным ассистентом, а с 1984 года — доцентом этой кафедры. Сфера её научных интересов к этому времени расширилась: кроме проблем синтаксиса русского языка и функциональной грамматики, её стали интересовать проблемы освоения языка ребёнком, в первую очередь — лингвистические причины распространенности в речи детей многочисленных отступлений от языковой нормы. Это нашло отражение не только в докладах и научных и научно-популярных статьях (в журналах «Наука и жизнь», «Русская речь» и др.), но и в тематике спецкурсов, курсовых работах студентов.

В 1989 году защитила докторскую диссертацию «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)». В 1991 году была избрана профессором кафедры русского языка для нефилологических специальностей.

С 1991 года — заведующая первой в России кафедрой детской речи на факультете дошкольного воспитания (с 2003 года — Институт детства), просуществовавшей 20 лет (1991—2011). В работе кафедры объединялись новейшие научные исследования в области лингвистики детской речи с практикой её преподавания. Сотрудники кафедры представляли собой единый научно-исследовательский коллектив; спектр изучаемых явлений был разнообразен: речь ребёнка на ранних этапах, освоение детьми письма и чтения, фонетика, лексика, грамматика детской речи, языковая рефлексия детей, модификация детьми стихотворных текстов, речевая диагностика, освоение русского языка как второго (иностранного), восприятие книги ребёнком и др. В течение 6 лет исполняла обязанности представителя России в бюро международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL). Руководит Всероссийским постоянно действующим семинаром по детской речи (онтолингвистике), объединившим специалистов разных областей и направлений — лингвистов, логопедов, психологов, психолингвистов и связывающим ученых России с научно-исследовательскими центрами за рубежом и являющимся секцией Петербургского лингвистического общества. С 1993 года — заведующая Лабораторией детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, при которой создан обширный Фонд данных детской речи (собрание записей спонтанной речи, родительских дневников, видео- и аудиозаписей).

С 2011 года — профессор кафедры языкового и литературного образования ребёнка.

Член редакционной коллегии журнала «Русский язык в школе», журнала, издаваемого в Риге, а также издаваемого на Украине.

Член 3 диссертационных советов.

В течение многих лет С. Н. Цейтлин читает базовые лекционные курсы по онтолингвистике и серию спецкурсов в РГПУ им. А. И. Герцена. В течение семи лет читала также спецкурс по онтолингвистике на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Под руководством С. Н. Цейтлин разработана программа курса детской речи, которая используется в настоящее время во многих университетах России; создана серия учебных пособий по данному курсу.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ