Янис Христу (Хогатов) греч. , Ginns Chrstou; 8 или 9 января 1926 — 8 января 1970) — греческий композитор.
Биография
Родился (по разным источникам) в Каире, Александрии или Никосии в семье Элефтериоса Христу (Eleutherios Christou), греческого промышленника и производителя шоколада, и киприотки Лилики Тавернари (Lilika Tavernari). Обучался в Английской школе Александрии, где и брал первые уроки игры на фортепиано.
В 1948 получил степень магистра философии после занятий под руководством Людвига Витгенштейна и Бертрана Рассела в Кембридже.
В то же время обучался музыке под руководством австрийского композитора Ханса Редлиха, а с 1949 года занимался инструментовкой в Риме под руководством итальянского композитора Анджело Франческо Лаваньино (итал. en:Angelo Francesco Lavagnino).
В 1951 возвратился в Александрию, где в 1961 году женился на Терезии Хореми (Theresia Horemi).
В 1969 году организовал Международный фестиваль современной музыки в Хиосе.
Погиб в 44 года в автокатастрофе в Афинах.
Музыкальный стиль Яниса Христу на протяжении его творческого пути менялся, постепенно эволюционировав от умеренного модернизма с элементами тональности (например, в Первой симфонии, 1949—1950) к атональному мышлению (например, Токката для фортепиано с оркестром, 1962). В большинстве поздних сочинений разрабатывается тема архаических сакральных культов, используются элементы перформанса и инструментального театра (уничтожение скрипки в «Мистерионе», 1965—1966), нетрадиционные приёмы игры на музыкальных инструментах, актёрская декламация, голосовые эффекты на грани эпатажа и китча — всё для создания атмосферы магического ритуализированного действа.
Сочинения
- симфония № 1 — 1949-50
- симфония № 2 — 1957-58
- симфония № 3 (1962)
- «Музыка-феникс» («Phoenix Music») для оркестра — 1949
- «Латинская литургия» («Latin Liturgy») — 1953
- «Шесть песен на стихи Т. С. Элиота» для меццо-сопрано с фортепиано (1955) или оркестром (1957)
- опера-оратория «Гильгамеш» (1958)
- Токката для фортепиано с оркестром — 1962
- музыка к трагедии «Прикованный Прометей» Эсхила (1963)
- «Языки пламени (оратория Пятидесятницы)» («Tongues of Fire (a Pentecost oratorio)») — 1964
- «Персы» («Persians»), музыка к драме Эсхила — 1965
- «Агамемнон» («Agamemnon») — 1965
- «Enantiodromia» — 1965-68
- музыка к комедии «Лягушки» Аристофана (1966)
- «Мистерион» («Mysterion») для оркестра, магнитофонной ленты, хора и солистов — 1965-66
- «Praxis for 12» для 11 струнных и управляющего ими пианиста — 1966
- «Anaparastasis I (The baritone)» — 1968
- «Anaparastasis III (The pianist)» — 1968
- музыка к трагедии «Царь Эдип» Софокла / Oedipus Rex (1969)
- опера «Орестея» («Oresteia», неоконченная) — 1967-70
Литература
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — с. 606 — ISBN 5-85270-033-9
- Papaioannou I. G., Janis Christou and the metaphysics of music. L., 1971.
- Angermann, Klaus (ed.). 1994. Jani Christou, im Dunkeln singen: Symposion Jani Christou, Hamburg, 1993. Symposionsberichte des Musikfestes Hamburg. Hofheim: Wolke, 1994. ISBN 3-923997-58-2.
- Leotsakos, George. 2001. «Christou, Jani». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
- Lucciano, Anna-Martine. 1987. — , translated into Greek and edited by Giorgos Leotsakos. Athens: Vivliosynergatike.
- Lucciano, Anna-Martine. 2000. Jani Christou: The Works and Temperament of a Greek Composer, translated into English by Catherine Dale. Contemporary Music Studies 18. Australia and Amsterdam: Harwood Academic. New York and London: Routledge. ISBN 9057021587.
- Slonimsky, Nicolas. 1965. «New Music in Greece». Musical Quarterly 51:225-35.