Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хорикий Газский

Хорикий Газский

Философы

ритора и христианского философа


Хорикий (ок. 500—590 гг.) — наиболее известный ранневизантийский оратор, глава кафедры риторики в школе Газы, христианин, последний представитель классической античной риторики. Ученик Прокопия Газского — ритора и христианского философа. Один из наиболее видных деятелей Газской христианской риторической школы.

Все произведения Хорикия принадлежат ко всем классическим жанрам эпидейктики: экфрасис, эпитафия, энкомий, этопея, монодия, панегирик, эпиталамий, апология. Сочинения делятся на три группы: 1) речи (, oratio); 2) учебные декламации (, dialekseis); 3) вступления к декламациям (lalia). Речи, как правило, были произнесены к тому или иному реальному случаю и, в той или иной мере, отражают историческую действительность. Декламации и Вступления посвящены всецело мифологическим или античным историческим сюжетам и реализуют учебные цели.

В течение 2-й половины XIX — начала XXI вв. корпус произведений Хорикия уточнялся. Так, в издание 1929 г. вошла новонайденная речь «О театре Диониса», а в новейшие издания Прокопия Газского входят более 10 декламаций, ранее приписывавшихся Хорикию.

Расцвет творческих сил Хорикия выпал примерно на вторую четверть VI века. В его сочинениях нашел своё наиболее полное выражение ранневизантийский культурный синтез, когда глава школы для будущих епископов и диаконов учит их красиво говорить на примерах из неопасной уже классической мифологии. Хорикий защищает мимы, древний праздник Розалий в Газе и не менее античный по происхождению праздник Брумалий в Константинополе, сравнивая Юстиниана с Зевсом. Его мировоззрение раскрывается в словах из речи епископу Маркиану: «Я не верю в то, что мифы реальны, и забавная улыбка — наиболее адекватный ответ на рассказы древних поэтов (Orat. 1[I].6; 2[II].42)». Использование мифологии в учебных целях было, по словам Р. Пенеллы, «религиозно нейтральным и эстетически привлекательным». Три столетия спустя в своей «Библиотеке» патриарх Фотий отмечает: «Хорикий … он умышленно вносит в свои произведения языческие басни и рассказы — не знаю, по какой неосторожности — ведь он не должен делать так, если он затрагивает священные темы» (Bibl. cod. 160). Важным историческим источником являются Речи к епископу Маркиану, в которых раскрывается деятельность епископа в ранневизантийском городе как крупного руководителя-куриала, облаченного в епископское одеяние, а одно время — даже руководителя Газской школы христианских риторов. Здесь же дается прекрасное описание двух храмов Газы — св. Стефана и св. Сергия. Не менее важна надгробная речь матери епископа Маркиана — Марии. Хорикий имел важные связи в элитарных кругах Газы и имел множество местных учеников из высших городских слоев в своей школе. Хорикий пользовался большим авторитетом в византийском мире, стал школьным автором и включался в антологии-florilegiae.

В России Хорикий изучался крайне недостаточно. Ни одного полного перевода ни одного из его сочинений нет.

Сочинения:

  • Речи (основная нумерация — по изд. 1929; в скобках — по изд. 1846)

1. Энкомий Маркиану, слово 1 (I); 2. Энкомий Маркиану, слово 2 (II); 3. Дуксу Аратию и архонту Стефану (III); 4. Энкомий полководцу Сумму (IV); Эпиталамий Захарии (V); 5. Эпиталамий Прокопию, Иоанну и Элии (VI); 6. Эпитафия Марии, матери Маркиана (VII); 7. Эпитафия Прокопию (VIII); О Брумалиях императора Юстиниана (XIII); 8. Слово о подражании жизни в театре Диониса.

  • Декламации:

1. Полидам (Х); 2. Антилогия. Приам (XII); 3. Лидийцы (XIV); 4. Мильтиад (XVII); 5. Юноша-воин (XX); 6. Сребролюбивый старец (XXIII); 7. Тиранноубийца (XXVI); 8. Спартанец (XXIX); 9. Дитя-убийца (XXXV); 10. Патрокл (XXXVIII); 11. Воин (XL); 12. Оратор (XLII).

  • Вступления к речам:

1 (I). Это Вступление смелее, чем обычно, и своевременно ищет доброжелательности аудитории. 2 (II). Это Вступление утверждает, что каждый должен возвращать (добро) своим благодетелям, в меру своей способности. 3 (III). Это Вступление объясняет, как впервые перед официальной аудиторией чувствовать себя свободным, чтобы говорить. 4. Эпиталамий Захарии (V) 5 (IX). Это Вступление объясняет, почему, хотя ученики [Хорикия] часто просили его говорить, он медлит делать это до сих пор. 6 (XI). Услышав, что некоторые лица не ищут недостатков у моего божественного учителя [Прокопия Газского], чтобы не показать своё красноречие на общественных собраниях, указывает, что в старости отдых с деятельностью — хорошее дело. 7. На Брумалии императора Юстиниана (XIII) 8 (XV). После недавнего разговора [с Хорикием] сравнил его с Евмелом, и так создается впечатление, что он презирает [других]; это вступление дается вместе, чтобы пройти общественное испытание [для более ранних речей]. 9 (XVI). Это Вступление о том, как брать пример с нынешнего времени года [весна], и гордиться тем, что в рассказах уместно для этого времени года. 10 (XVIII). Цель данного Вступления — стимулировать молодых на большее усердие. Оно показывает, что без достаточно больших усилий, умения тех, кто применяет любой навык, — шатки. 11 (XIX). Это Вступление, поставленное в середине речи, к которой требовалось повторное обращение, показывает, что его размещение здесь подходит для этого. 12 (XXI). Те, кто далее выйдет вперед, чтобы заговорить, должен попытаться представить характеры людей, которые воплощены в их декламациях. 13 (XXII). В связи с этой речью необходима повторная встреча [со слушателями]. 14 (XXIV). Что фиктивные речи на эротические темы не имеют пагубного влияния на декламации, как бывает с другими темами. 15 (XXV). Что не следует оставлять ни одной речи незавершенной. 16 (XXVII). Юные [студенты] думают, что я должен выступать, чтобы говорить чаще, но это вступление показывает, что делать разумный интервал времени [между публичными демонстрациями красноречия] полезно. 17 (XXVII). Со времени моей речи необходима вторая встреча; это Вступление — в защиту длинной речи. 18 (ХХХ). О том, как скромность позволяет сохранить достигнутые успехи. 19 (XXXI). О том, когда речь длинна, оратору следует вставить пролог в её середине. 20 (XXXIII). О том, что добродетель нерушима для того, кто ею владеет. 21 (XXXIV). О том, что человек, который берется произносить речь, должен вживаться в предмет, о котором он говорит, который он воплощает в своей декламации. 22 (XXXVI). О том, что следует выполнять обязанность ежегодно произносить речь перед своей аудиторией. 23 (XXXVII). Человеку, который критикует оратора [Хорикия] за то, что длина его речи не под силу его собственным способностям. 24 (XXXIX). В качестве темы этого Вступления речи выбрана роза. Зная, что вы уже пресытились [общей] темой, она предлагает вам новый рассказ. 25 (XLI). Это Вступление было составлено, чтобы доказать, что необходимо представить ту часть речи, которая осталась непроизнесенной. Тут также говорится несколько добрых слов о речи [к которой она относится].

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ