Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хёсле, Витторио

Хёсле, Витторио

Философы

День рождения 25 июня 1960

философская переписка Хёсле с 12-летней дочерью одного из его друзей


Витторио Хёсле (нем. Vittorio Hsle, род. 25 июня 1960, Милан, Италия) — немецкий философ, ныне работающий в университете Нотр-Дам (США). Автор более трех десятков книг и более сотни статей, посвящённых истории философии, немецкому идеализму, дискурсивной этике и практической философии, а также различным аспектам литературно-художественного творчества. См., в частности: «Система Гегеля» (в 2-х тт., 1987), «Кризис современности и ответственность философии» (1990), «Мораль и политика» (1997), «Вуди Аллен. Опыт о комическом» (2001), «Философский диалог» (2006), «Краткая история немецкой философии» (2013) и др. Наряду с научно-философскими трудами, перу В. Хёсле принадлежат многочисленные научно-популярные и публицистические работы. Среди них наибольшую известность (переведена на 14 языков) получила книга «Кафе мертвых философов» (1997) — философская переписка Хёсле с 12-летней дочерью одного из его друзей (Норой К.).

Образование, профессиональная и общественная деятельность

В. Хёсле обладает незаурядными лингвистическими способностями. Помимо родных ему итальянского и немецкого, он активно использует английский, испанский, французский, русский и норвежский языки. Сверх того, он пассивно владеет более чем десятком древних и современных языков. Автор переводов классических текстов Раймунда Луллия и Джамбатисты Вико. В. Хёсле изучал философию, общую историю науки, классическую филологию и индологию в университетах Регенсбурга, Тюбингена, Бохума и Фрайбурга. Академическая карьера Хёсле была стремительной: в 1982 году он защитил свою первую докторскую диссертацию, посвящённую истории развития идей от Парменида до Платона, а уже в 1986 году — вторую работу, в которой исследовал гегелевскую философию под углом зрения соотношения субъективности и интерсубъективности. В 80-90-х годах преподавал в университетах Тюбингена, Ульма и Эссена, посещал ряд зарубежных стран в качестве приглашенного доцента (США, Швейцария, СССР/Россия, Норвегия, Бразилия, Южная Корея). С 1999 г. работает в университете Нотр-Дам в должности профессора гуманитарных наук (сочетая это с научно-преподавательской деятельностью на факультетах немецкого языка, философии и политологии). В 2008—2013 гг. занимал пост директора-основателя Нотр-Дамского Института перспективных исследований. Хёсле активен не только в академической, но и общественной сфере. Он — автор многочисленных статей и интервью, посвящённых актуальным общественно-политическим проблемам. Неоднократно готовил аналитические записки для Канцелярии Федерального канцлера Германии, проводил семинары для менеджеров, посвящённые проблемам экологической этики. В настоящее время является экспертом общественного Комитета «За демократическую ООН», активно поддерживает общественно-политическую инициативу «Глобальный план Маршалла» . В сентябре 2013 года по приглашению Папы Римского Франциска вошел в состав Папской академии наук в Ватикане.

Общая характеристика творчества

На становление философских воззрений В. Хёсле существенное влияние оказали системы объективного идеализма (прежде всего Платон и Гегель), а также «трансцендентальная прагматика» Карла-Отто Апеля и этические идеи Ханса Йонаса. Философская позиция Хёсле представляет собой синтез объективного идеализма и теории интерсубъективности. Это включает в себя предположение о существовании синтетического априорного знания, принципиально важного для обоснования этики (позиция «морального реализма»). По убеждению Хёсле, моральные законы не являются простыми физическими, ментальными или социальными «фактами»; они относятся к идеальной сфере бытия, которая отчасти детерминирует и структуры реального мира. Стремление Хёсле оживить и развить принципы классического немецкого идеализма вступает в конфликт с мейнстримовскими субъективистскими тенденциями новейшей философии. В свою очередь, Хёсле усматривает фундаментальный изъян этой философии в отказе от принципа «последнего обоснования» (Letztbegrndung). Это, по мнению немецкого философа, ведет к доминированию чисто экономической рациональности в ущерб рациональности этической. Хёсле упрекает современных философов в отсутствии «масштабных синтезов», засилье «секторального мышления», утрате интереса к жгучим проблемам современности, а главное — в неверии в моральные принципы. Такое неверие Хёсле считает следствием возникшего в Новое время принципа субъективности. Данный принцип вытеснил из этики идею Абсолюта (Бога), а вместе с ней — и автономию совести как конечную легитимационную инстанцию. Результатом стала воля к безраздельному господству над природой и фетишизация прогресса. Эти тенденции с необходимостью привели к современному экологическому кризису. «Бездуховность» нынешнего мира обнаруживается в тотальном консюмеризме, при котором человеческая субъективность теряет связь со своими предпосылками в природе и обществе, с «идеальным целым». Хёсле убежден: только философия, которая четко отделяет дух от нововременной субъективности как первопричины экологического кризиса, способна осмыслить этот кризис во всей его метафизической глубине. Наиболее значительный труд В. Хёсле «Мораль и политика» (объемом около 1200 страниц) посвящён исследованию принципов политической морали. В своем magnum opus немецкий философ не только подвергает всестороннему осмыслению принципы политической жизни, но также стремится обосновать политическую этику, которая бы отвечала основным вызовам современности, включая проблематику «третьего мира» и экологического кризиса. Российскому академическому сообществу Витторио Хёсле известен, прежде всего, как большой авторитет в области философии экологического кризиса. Весьма популярны материалы его Московских лекций, прочитанных в Институте философии АН СССР весной 1990 года и вышедшие в свет отдельными книгами с послесловиями Н. В. Мотрошиловой и В. С. Стёпина. Был опубликован русский перевод важнейшей методологической главы из «Морали и политики». В данном фрагменте своего сочинения Хёсле предлагает новое понимание политики и морали, при отклонении некоторых распространенных возражений, выдвигаемых против моральной оценки политического.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ